По данным Росстата, инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций выросли в 3 кв. 2021 г. до 7,8% г./г. в реальном выражении (11 % г./г. во 2 кв. 2021 г.).

Инвестиции снижаются в сегменте пассажирских перевозок и нефтегазовом секторе; бюджетные инвестиции на паузе. Аутсайдерами в части капитальных вложений остаются две крупные отрасли – нефтегазовый сектор, снижение в котором обусловлено в том числе изменением налогового режима и сохранением действия соглашения ОПЕК+ (-5% г./г. в номинальном выражении за 9М 2021 г.), и пассажирские перевозки на фоне текущих и возможных пандемийных ограничений (-3% г./г. в номинальном выражении за 9М 2021 г.). Динамика инвестиций в бюджетном сегменте заметно затухла – если в 1П 2021 г. рост составлял 17% г./г., то в 3 кв. — 3% г./г. в номинальном выражении – такой процесс в целом соответствует ситуации бюджетной нормализации. 

Рост цен на инвестиционные товары пока остается меньше темпов удорожания потребительских товаров. Стоит обратить внимание на то, что дефлятор инвестиций в 3 кв. 2021 г. все еще остается меньше потребительской инфляции (5,8% г./г. против 6,8% г./г., соответственно). Мы полагаем, это связано с тем, что гораздо большая доля товаров в потребительской корзине испытывает негативный эффект от роста мировых цен на сырье и продовольствие, а также от сбоев в поставках продукции и консолидации рынков.

Среди основных драйверов частных инвестиций остаются вложения в логистику и склады. В то же время, активный рост инвестиционных расходов по-прежнему демонстрирует отрасль складского хозяйства (+27% г./г.), строительства (+31% г./г.) и операций с недвижимостью (+10% г./г.). В целом капиталовложения в эти сегменты – главный инвестиционный тренд этого года. Сегмент жилищного строительства поддерживается и действовавшей программой льготной ипотеки, и в прошлом низкими ставками, и повышенным инвестиционным спросом на квартиры со стороны населения. В свою очередь, сегмент инвестиций в логистические и складские решения остается на подъеме в условиях успешного развития онлайн-торговли (которая требует больше площадей для хранения и инфраструктуры для доставки, чем традиционные форматы ритейла).