Стоимость сырьевой корзины конвертерного производства в октябре продолжила снижаться, что в сочетании с дальнейшим повышением цен реализации во всех регионах, кроме черноморского бассейна и России, привело к значительному повышению маржи производства стали.

Как мы полагаем, в ближайшие месяцы сохраняется вероятность снижения цен на железную руду ввиду восстановления предложения, и в то же время рекордно высокие объемы выпуска в Китае без всяких признаков его сокращения в предстоящую зиму могут оказать дополнительное давление на цены на сталь. Тенденции последнего месяца были благоприятны для НЛМК, который среди российских производителей реализует наибольшую долю продукции за рубежом.

Цены на уголь снижаются из-за Китая, но это может быть временным явлением. После существенного роста в сентябре (см. наш Обзор рынков стали и сырья для ее производства за октябрь 2020 г.) цены на коксующийся уголь в октябре показали противоположную динамику: к концу сентября они поднялись в среднем на 4% м/м, до 135 долл./т, а к концу октября опустились на 19%, до 109 долл./т. Несмотря на возобновление работы нескольких крупных доменных печей в Европе, Индии и Японии, ограничения на импорт со стороны Китая продолжают оказывать давление на цены (см. наши материалы Morning Miner от 12 октября и 3 ноября). Вместе с тем предложение из Австралии остается ниже уровней годичной давности.

Следует отметить, что сохраняется риск перебоев в поставках из Австралии в связи с природным явлением Ла-Нинья, так как метеорологическая служба страны теперь ожидает его окончания не ранее февраля 2021 г. (а не в январе, согласно предыдущему прогнозу). Китай переходит от импорта угля к импорту кокса. Китай за 9м20 снизил импорт коксующегося угля на 3% г/г, хотя производство стали увеличилось на 5,5% г/г, что является существенным разрывом. Однако в действительности в последнее время этот разрыв закрывается за счет импорта кокса: Китай в июле, впервые за двадцать лет, стал чистым импортером по этому виду сырья.

Если в 2019 г. чистый объем экспорта кокса из Китая составлял в среднем 500 тыс. т/мес., то в августе–сентябре 2020 г. он сменился чистым импортом на уровне 210 тыс. т/мес. Это подразумевает падение спроса на импорт коксующегося угля на 13 млн т, что соответствует 18% объема китайского экспорта в этом сегменте за последние 12 месяцев. Как мы полагаем, спрос Китая на кокс (поставляемый в основном из Польши, Японии и Колумбии) может в итоге поддержать цены на коксующийся уголь в ближайшие месяцы. Цены на железную руду падают на фоне восстановления поставок.

Цены на железную руду в октябре снизились еще на 5%, до 117 долл./т. Спрос в Китае остается высоким и, судя по всему, дополнительно поднимется в зимний сезон (в годовом сопоставлении), однако, с другой стороны, в октябре ускорилось восстановление поставок из Бразилии и Австралии. Увеличение морских поставок сырья способствует росту товарных запасов в портах: в октябре они увеличились на 5,6% м/м – это самый сильный прирост с начала 2020 г. Как мы ожидаем, в ближайшие месяцы предложение железной руды продолжит восстанавливаться, оказывая давление на цены этого вида сырья.