Поддержка задерживается
Внимание инвесторов в настоящий момент направлено на два аспекта: возобновление роста случаев заболевания коронавирусом, особенно в США и Европе, и необходимость дальнейших шагов, прежде всего фискальных, для преодоления негативного воздействия карантинных ограничений на экономическую активность. В США участники рынка акций обеспокоены отсутствием прогресса в принятии нового пакета мер фискальной поддержки, тем более что времени до президентских выборов остается все меньше.
Индекс S&P 500 завершил последнюю сессию снижением на 1,63%. Достигнутый 2 сентября максимум в 3588 пунктов, по-видимому, можно считать уровнем сопротивления на ближайшие недели – по меньшей мере, до подведения итогов президентских выборов. Значение также имеет динамика доходности 10-летних казначейских облигаций США (0,75% в настоящий момент). Инвесторы начинают делать ставку на увеличение наклона кривой, и на данном этапе промежуточной технической целью для доходности 10-летних бумаг является 200-дневная скользящая средняя на отметке 0,87%.
Зампред ФРС Ричард Кларида в своем выступлении на заседании Американской банковской ассоциации вчера отметил, что пандемия нанесла самый большой ущерб экономике США со времен Великой депрессии 1930-х годов, и что возникшая в результате рецессия оказалась самой глубокой за весь период после Второй мировой войны. ВВП США во 2к20 упал на 32% г/г, в марте и апреле работы лишились 22 млн американцев. В последние месяцы экономика постепенно, но уверенно восстанавливается. Согласно модели GDPNow ФРБ Атланты, в 3к20 рост реального ВВП США в годовом выражении составил 35%. В то же время, по оценкам ФРБ Нью-Йорка, в текущем квартале рост составит всего 3,6%.
Как отметил Кларида, восстановление ВВП происходит за счет всех основных компонентов, включая потребительский спрос на товары, спрос на жилье и инвестиционную активность. Повышению этих составляющих совокупного спроса в первую очередь способствовали принятые ранее меры фискальной поддержки экономики, в том числе увеличение пособий по безработице и программа поддержки занятости в малом бизнесе (Paycheck Protection Program). Помимо возвращения к нулевым процентным ставкам (что, в частности, способствовало снижению до рекордных уровней ставок по ипотеке), Федрезерв предпринял шаги для обеспечения необходимого доступа к кредитованию со стороны населения и бизнеса. Что касается ипотеки, следует оговориться, что по 7% всех выданных в США ипотечных кредитов в данный момент в той или иной форме действует режим кредитных каникул.
На данный момент в США восстановлена примерно половина из 22 млн рабочих мест, потерянных за период пандемии, а уровень безработицы в стране снизился примерно на 7 пп, до 7,9% по состоянию на сентябрь. Расходы на борьбу с рецессией и фискальную поддержку экономики привели к тому, что в последнем финансовом году дефицит бюджета США увеличился до рекордных 15,2% ВВП – это самый высокий показатель дефицита с 1945 г. При этом рост дефицита в процентном отношении к ВВП продолжается пятый год подряд. За тот же период размер баланса ФРС вырос примерно на 3 трлн долл., превысив 7 трлн долл. Между тем МВФ прогнозирует, что объем долга в мировой экономике в процентном отношении к глобальному ВВП в этом году достигнет рекордных 100%. Как отметил Кларида, вызванная коронавирусом рецессия отбросила американскую экономику далеко назад. По его оценкам, для ее возвращения к уровням 2019 г. может потребоваться еще один год.
Последний экономический прогноз FOMC предполагает, что к концу 2023 г. безработица опустится до 4%, а инфляция (которую ФРС оценивает по индексу-дефлятору потребительских расходов) вернется к 2%. Кларида отмечает, что после финансового кризиса 2008 г. понадобилось восемь лет, чтобы безработица и инфляция вернулись к соответствующим мандату ФРС уровням. По его словам, Федрезерв намерен сохранять стимулирующую денежно-кредитную политику до тех пор, пока целевые уровни не будут достигнуты, и, что еще важнее, до тех пор, пока инфляция на какое-то время не закрепится на уровнях, превышающих целевые 2%. Таким образом, регулятор прямо заявляет, что в будущем готов мириться с более высокими уровнями инфляции, что может вызвать опасения у инвесторов в казначейские облигации США по поводу потенциальной утраты Федрезервом контроля над темпами роста цен.
Угроза повторного ухудшения ситуации в ведущих экономически развитых странах выглядит вполне реальной, и опасения Клариды вполне разделяет глава ЕЦБ Кристин Лагард. По оценке МВФ, 85% стран мира в этом году покажут отрицательные темпы экономического роста. В 2021 г. темпы роста мирового ВВП составят 5,2%, однако вероятность того, что и в будущем году они окажутся ниже нуля, фонд оценивает примерно в 5%, что по историческим меркам очень много. МВФ также обеспокоен сохраняющимся несоответствием между ростом мультипликаторов рынка акций и слабыми показателями экономической активности, хотя – и на это указывают многие комментаторы – динамика рынков акций и ситуация в реальной экономике на самом деле чаще всего не сильно коррелируют друг с другом. В гораздо большей степени поведение рынков акций связано с реакцией регуляторов на положение дел в экономике – и с соответствующими вливаниями ликвидности. По оценкам МВФ, влияние денежно-кредитной политики США на доходности облигаций развивающихся стран объясняет порядка 25–50% снижения долгосрочных процентных ставок в последних.
Светлым пятном на общем достаточно мрачном фоне остается ситуация в китайской экономике. Согласно последним данным, в 3к20 реальный ВВП страны вырос на 4,9% г/г, а статистика за сентябрь показала дальнейшее повышение темпов роста промышленного производства. Динамика оборота розничной торговли выглядит несколько слабее, но и здесь мы видим ускорение роста. Ключевыми факторами восстановления китайской экономики стали значительное расширение кредитования и реализация инфраструктурных проектов. Основные же риски связаны с увеличением долга и потенциальными дефолтами в секторе недвижимости, а также с усиливающимся дисбалансом между частными и государственными инвестициями. В долгосрочной перспективе Китай по-прежнему нуждается в снижении долговой нагрузки и в большей переориентации на внутренний спрос, особенно ввиду протекционистских тенденций в мировой торговле и потенциальных ограничений на прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20201020/832191701.html