Согласно только что опубликованным данным, в 3к20 реальный ВВП Китая вырос на 4,9% г/г против 3,2% г/г во 2к20. И хотя результат оказался немного хуже ожиданий аналитиков, прогнозировавших рост на 5,2%, очевидно, что восстановление китайской экономики продолжается. Основными факторами восстановления выступают усилия властей по предотвращению распространения коронавируса, значительное расширение кредитования и меры фискальной поддержки.

Между тем МВФ в своем последнем докладе прогнозирует, что к 2025 г. вклад Китая в рост мировой экономики достигнет 27,7% против 13,0% в случае Индии и 10,4% в случае США. Китай, таким образом, остается одним из ключевых игроков в мировой экономике, и, учитывая растущую роль других развивающихся стран (хотя данный термин начинает выглядеть все более устаревшим), это создает условия для постепенного отказа от доллароцентрической модели в пользу многополярной международной финансовой системы. Сегодня же в Китае были опубликованы и сентябрьские индикаторы экономической активности. Промышленное производство выросло на 6,9% г/г, рост оборота розничной торговли ускорился до 3,3% г/г. Как и во многих других экономиках, в Китае быстрее всего растет обрабатывающий сектор, в то время как потребление домохозяйств и сектор услуг демонстрируют более скромную динамику. 

Народный банк Китая, судя по всему, намерен двигаться в сторону более нейтральной денежно-кредитной политики, отдавая себе отчет в продолжающемся росте долговой нагрузке корпоративного сектора, особенно на рынке недвижимости, где высоки риски дефолта. Сегодня утром Народный банк Китая посредством 7-дневного обратного репо произвел чистое вливание на рынок 50 млрд юаней.

При этом регулятор установил фиксинг юаня на уровне 6,7010 за доллар, что является самым высоким средним значением за период с апреля 2019 г. Укрепление юаня пока не оказало заметного влияния на экспорт из Китая, однако более крепкая валюта будет способствовать снижению как потребительской инфляции, так и инфляции цен производителей. Некоторые эксперты ожидают укрепления юаня на определенном этапе до 6,50. Основной аргумент в пользу укрепления национальной валюты заключается в том, что это мотивирует инвесторов увеличивать свои вложения в финансовые рынки Китая в рамках процесса либерализации капитального счета. 

В определенный момент балансирование между этими противоречащими друг другу целями становится проблемой для финансово-экономических властей, и, как правило, рано или поздно потребности реальной экономики берут верх.

Так что у укрепления юаня все же есть предел. Между тем для среднесрочных перспектив доллара фундаментальные макроэкономические показатели США выглядят негативно. Двойной дефицит в США вновь появился в повестке дня инвесторов. Дефицит бюджета США в последнем финансовом году достиг рекордных 3,1 трлн долл., дефицит текущего счета также растет. Чистая норма национальных сбережений находится в отрицательной зоне.

С точки зрения зарубежных инвесторов финансирование двойного дефицита часто требует стимулов в виде более высоких процентных ставок, что в текущих условиях маловероятно, но без этого основное бремя корректировки ложится на доллар. Для мировой экономики это, в общем-то, неплохо, поскольку в случае ослабления доллара улучшаются глобальные финансовые условия, а увеличение дефицита счета текущих операций действует как инструмент рефляции для остального мира.

Между тем доллар и рынки акций США, похоже, продолжают игнорировать перспективу победы Джо Байдена и демократов на предстоящих выборах. Ранее такой сценарий рассматривался рынками как негативный, поскольку демократы обещают отменить решения Трампа о снижении налогов и ужесточить регулирование для банков и крупных технологических компаний. Теперь рынки, похоже, придерживаются мнения, что демократическая администрация едва ли станет увеличивать налоговую нагрузку на экономику, которая пытается выйти из рецессии.

При этом рынки акций позитивно отреагировали бы на увеличение госрасходов, особенно на инфраструктуру. Конечно, общественное мнение может ошибаться, и победа ни одного из кандидатов не предрешена. Не исключено, что Дональд Трамп останется в Белом доме, и при этом ни та ни другая партия не получит решающего большинства в Конгрессе. Переговоры о новом пакете фискального стимулирования, судя по всему, продолжаются, и стороны могут заключить сделку в последнюю минуту.

Это событие было бы позитивно воспринято рынками акций, хотя значительный дефицит бюджета США и огромный размер федерального долга в процентном отношении к ВВП ограничивают возможности дальнейшего фискального стимулирования экономики.    

Сегодня глава Федрезерва Джером Пауэлл и зампред ФРС Ричард Кларида выступят с докладами, которые, как надеются участники рынка, могут содержать новые сигналы относительно дальнейшей траектории монетарной политики. Однако ничего неожиданного в этих выступлениях, скорее всего, не прозвучит. Можно предположить, что Федрезерв сохранит курс на стимулирование экономики, подтвердив отсутствие планов по ужесточению политики в ближайшем будущем. В качестве одного из путей поддержки экономики Федрезерв может пойти на расширение программы количественного смягчения: как мы отмечали в прошлую пятницу, в опубликованном недавно исследовании ФРС упоминалась возможность увеличения объема покупки активов в рамках данной программы еще на 3,5 трлн долл. Некоторые комментаторы на это возражают, что такого объема активов, доступных для покупки, просто нет. ФРС уже контролирует 30% рынка американских ипотечных ценных бумаг.

Если раньше речь шла о нижней границе процентных ставок, то теперь некоторые комментаторы говорят о верхнем пределе программы количественного смягчения. Из находящихся в обращении казначейских облигаций на общую сумму 13,1 трлн долл. Федрезерву уже принадлежат бумаги на 3,8 трлн долл. Объем UST в собственности зарубежных инвесторов составляет около 7,1 трлн долл. Чтобы Федрезерв имел возможность расширить программу количественного смягчения, Минфин должен эмитировать дополнительные долговые обязательства, а Конгресс – одобрить увеличение расходов. Здесь следует отметить, что в целом весьма внушительный размер баланса ФРС, составляющий примерно 33% ВВП страны, выглядит довольно скромно в сравнении с балансом Банка Японии (более 100% ВВП) и ЕЦБ (53%). Заметим, что дефицит бюджета еврозоны, согласно оценкам, которые приводятся в сегодняшнем номере Financial Times, приближается к рекордным 9% ВВП.