Настало время занимать защитные позиции
Рост заболеваемости коронавирусом во многих странах и связанное с этим усиление ограничений вышли на первый план среди тем, определяющих динамику рынков акций. Еще весной, в разгар пандемии COVID-19, специалисты говорили о вероятности второй волны, особенно в осенне-зимний период. Как это может отразиться на состоянии экономики в ближайшем будущем, более-менее понятно. Повторение локдауна и дальнейшее ужесточение ограничений если не остановят, то как минимум затормозят V-образное восстановление экономической активности, которое наметилось после ее обвала в марте–апреле. В любом случае, вторая волна пандемии имеет все шансы стать реальным препятствием для дальнейшего роста рынков акций в конце текущего – начале следующего года.
Минувшим летом экономическая активность в большинстве стран оживилась за счет накопившегося неудовлетворенного спроса со стороны потребителей и бизнеса, а также благодаря различным мерам по фискальному стимулированию экономики, призванным на какое-то время поддержать уровень доходов. Активные шаги в области монетарной политики в сочетании с оперативными и беспрецедентными усилиями в бюджетной сфере предотвратили более серьезное снижение номинального ВВП, хотя вернуться к тем темпам роста ВВП и тому уровню занятости, которые были достигнуты до пандемии, так и не удалось. Суммарный размер программ фискальной поддержки экономики, реализованных по всему миру, оценивается в 12 трлн долл., а балансы центробанков ведущих стран выросли в общей сложности на 7,5 трлн долл.
И вот теперь мировая экономика оказалась перед угрозой нового спада активности, усугубляемой тем, что явный прогресс в разработке эффективной вакцины против коронавируса по-прежнему отсутствует. На этот раз остановка работы предприятий безо всяких сомнений подорвет деловую активность прежде всего в секторе услуг, приведет к росту безработицы и увеличению числа банкротств. В такой ситуации наметившееся восстановление экономической активности очень быстро может смениться депрессией. Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева вчера назвала экономический кризис, вызванный пандемией, «катастрофой», которая, по оценкам фонда, приведет к уменьшению размера глобальной экономики на 4,4% и сократит объем мирового производства на 11 трлн долл. к следующему году.
Судя по последним данным, в том числе содержащимся в опубликованном на этой неделе докладе МВФ, власти во всех странах мира осознают существование угрозы экономического спада. При этом все они сходятся во мнении, что в 2021 г. рост мирового ВВП будет положительным при лидирующей роли Китая (в ближайший понедельник будут опубликованы показатели экономической активности в КНР за очередной месяц и оценка ВВП за 3к20).
Между тем принятие масштабных мер по поддержке экономики в период второй волны пандемии осложняется тем, что дефицит бюджета и размер госдолга ведущих стран в процентном отношении к ВВП резко выросли. Дальнейшее наращивание долга может негативно отразиться на темпах роста экономики и снизить эффективность предпринимаемых шагов. По оценкам МВФ, в следующем году размер госдолга значительно возрастет, достигнув порядка 125% ВВП в странах с развитой экономикой и 65% ВВП – в развивающихся странах. Общая сумма госдолга в мировой экономике в процентном отношении к глобальному ВВП достигла рекордных 100%, но еще до пандемии этот показатель находился на высоком уровне и продолжал расти.
Вопрос не только в том, в каком объеме экономике может потребоваться поддержка, но и в том, действительно ли такая поддержка способна вывести экономики мира из состояния депрессии. С точки зрения властей вполне очевидно, что какие-то действия они в любом случае обязаны демонстрировать, поскольку иначе избиратели не проголосуют за них на следующих выборах. В очередном Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности, опубликованном МВФ на этой неделе, говорится об «усилении факторов уязвимости», прежде всего в нефинансовом корпоративном секторе. Как отмечается в документе, «давление на ликвидность предприятий может приводить к учащению случаев неплатежеспособности» малого и среднего бизнеса. При этом возможности для дальнейшей фискальной поддержки экономики, по мнению фонда, будут все более и более ограниченными.
Между тем, по мере приближения даты президентских выборов в США (3 ноября) ясности в отношении сроков согласования нового пакета фискальных мер становится все меньше. В этой ситуации роль основного источника поддержки может быть возложена на Федрезерв, а наиболее вероятным сценарием становится расширение программы количественного смягчения – наряду с увеличением объемов кредитования и смягчением условий кредитной программы Main Street Lending. Это, в свою очередь, ограничит потенциал роста доходности 10-летних казначейских облигаций и приведет к уменьшению наклона кривой американского долга. Однако у инвесторов может возникнуть законный вопрос: где гарантии того, что на этот раз эффективность этих мер будет выше? На прошлой неделе мы упоминали недавнее исследование ФРС, в котором говорится о том, что необходимый дополнительный объем покупки активов может составить до 3 трлн долл. (см. Pandemic Recession Dynamics: The Role of Monetary Policy in Shifting a U-Shaped Recession to a V-shaped Rebound).
Как опросы общественного мнения, так и данные букмекерского рынка по-прежнему отдают победу на предстоящих выборах демократам. Согласно им, не только Джо Байден станет следующим президентом США, но и обе палаты Конгресса окажутся под контролем демпартии. Конечно, не всегда все происходит так, как предсказывают соцопросы. Перспектива победы демократов до сих пор не сильно пугала участников американского рынка акций – вероятнее всего, потому что в условиях рецессии повышать налоги нельзя, и инвесторы верят, что вместо этого демократы будут наращивать госрасходы, особенно на инфраструктуру. Помимо этого, как считают некоторые комментаторы, сформированная демократами администрация может быть оказаться более лояльной по отношению к Китаю в вопросах торговой и внешней политики. Хотя, на наш взгляд, эта точка зрения не бесспорна.
Между тем в еврозоне, как стало ясно по итогам состоявшегося на этой неделе саммита ЕС, разворачивается политическая борьба относительно распределения средств Фонда восстановления. В результате прямой эффект фискального стимулирования на ВВП может оказаться гораздо меньшим, чем ожидал ЕС. Тогда, как и в случае с Соединенными Штатами, главным источником поддержки для экономики ЕС может оказаться центральный банк, который должен будет вновь увеличить объемы покупки облигаций. В Великобритании сохраняется неопределенность в отношении переговоров с ЕС, которые ничем не закончились к очередному «крайнему сроку». У Евросоюза, конечно, большой опыт заключения соглашений в последнюю минуту, но в данном случае велик риск того, что правительство Великобритании решит выйти из союза без торговой сделки. Экономисты в большинстве своем считают, что выход из ЕС без сделки станет для Великобритании экономической катастрофой.
Однако эффективная и конструктивная сделка должна быть выгодна обеим сторонам. Евросоюз хочет, чтобы Великобритания продолжала подчиняться его законам, тогда как основной смысл Брекзита заключается как раз в том, чтобы выйти из-под контроля Брюсселя. Брекзит – это все же история о политике (кто и кем будет управлять), а не об экспорте и импорте. В том числе потому, что только 7% экономики Великобритании зависит от экспорта в ЕС, и 97% предприятий ничего в ЕС не экспортируют. На самом деле основные торговые партнеры Евросоюза не имеют с ним торговых соглашений. Для торговли они, по сути, и не нужны, поскольку просто закрепляют преференциальные и взаимовыгодные условия для обеих сторон. При значительном положительном сальдо торгового баланса ЕС с Великобританией логично предположить, что в сценарии «без сделки» проигрывает ЕС, а не Великобритания.
Очевидно, что краткосрочные перспективы мировой экономики вновь ухудшились. Ограничения в связи с пандемией коронавируса могут создать серьезные проблемы для экономики многих стран. Вопрос в том, есть ли у властей возможности для того, чтобы повторить беспрецедентные по масштабу меры, которые мы видели в марте и апреле этого года. Между тем долговая нагрузка продолжает расти, а вместе с ней растет количество и масштаб факторов уязвимости. Для глобальных фондовых рынков это может стать большой проблемой, и инвесторы, вероятно, уже поняли, что настало время занимать защитные позиции.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20201016/832176689.html