Меры правительства - неотложная помощь, лечение впереди
Минфин подтвердил данные по исполнению федерального бюджета, дефицит за первые два месяца сохранился на уровне 270 млрд руб. С марта ситуация заметно ухудшилась (добавилось падение цен на нефть и распространение коронавируса за пределы Китая). В подобных условиях мы ожидаем, что по итогам года дефицит, в зависимости от цен на нефть, достигнет 1,5-3 трлн руб. (2,8 трлн руб. при средней цене за год 30 долл./барр., 2,1 трлн руб. при 35 долл./барр., 1,7 трлн руб. при 40 долл./барр.). При этом выпадающие доходы составят 2,3-2,8 трлн руб.
Текущая оценка властей выглядит более оптимистично: А. Силуанов оценил дефицит федерального бюджета на этот год на уровне 0,9% ВВП (это приблизительно 1 трлн руб.), а выпадающие доходы – 2 трлн руб. В ближайшие месяцы бюджет будет страдать из-за сокращения доходов, тогда как объем непредвиденных расходов, связанных с антикризисными мерами, пока, видимо, остается на относительно низком уровне, тем более, что Правительство указывало, что часть средств удалось изыскать за счет оптимизации других расходов. Помимо этого, создание специального фонда в 300 млрд руб. также не влечет за собой обязательства его потратить.
Так, из списка мер, недавно принятых Правительством для борьбы с последствиями распространения коронавируса, многие (во всяком случае пока), на наш взгляд, не повлекут за собой дополнительных или же существенных расходов бюджета (например, система онлайн оповещения о ситуации с вирусом, обеспечение «зеленого коридора» для товаров первой необходимости, закрытие границы с Белоруссией и т.п.). Часть предложенных мер связана с субсидированием кредитования (льготное кредитование МСП, кредитование предприятий для создания запасов товаров первой необходимости) и дополнительными расходами из страховых фондов (особый порядок оплаты больничных, фонд премирования врачей), но мы полагаем, что дополнительный объем таких расходов вряд ли превысит несколько десятков млрд руб.
Наиболее резонансная мера в виде налоговых каникул для туроператоров и авиакомпаний (отсрочка по взысканию платежей по налогам) также вряд ли значительна для бюджета: большинство авиакомпаний и туроператоров имеют либо небольшую прибыль, либо вообще убыточны, и их вклад в налоговые поступления минимален.
В текущей ситуации подобный план является «быстрым» ответом на уже произошедшие события. Как мы понимаем, властям достаточно сложно спрогнозировать, насколько сильным будет падение экономики и бюджетных доходов, но ясно, что эффект будет очень серьезным, поэтому вероятно, что после проработки Правительство будет инициировать новые меры (комплекс мер), которые потребуют более существенных расходов.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20200317/831093934.html