На мой взгляд, оценки реального спроса и предложения на рынке нефти, публикуемые МЭА и ОПЕК, отражают влияние политико-экономического торга между производителями и потребителями углеводородного сырья. В своем последнем отчете ОПЕК сохранила оценку прироста предложения из не входящих в организацию экспортеров стран на уровне 2,4 млн баррелей в день год к году. 

Таким образом, предложение вне ОПЕК стабильно увеличивается, а сама организация реагирует на это опережающим сокращением своего предложения. По ее данным, в последнем квартале текущего года рыночный спрос на нефть будет равен 100,84 млн баррелей в день при предложении вне ОПЕК в объеме 71,14 млн баррелей. Таким образом организации экспортеров нужно поставлять на рынок 29,70 млн баррелей нефти ежесуточно. Это в точности совпадает с данными МЭА за июль, согласно которым добыча внутри картеля снизилась до 29,71 баррелей в день. 

Таким образом, формально баланс на рынке сохраняется, хотя, по расчетам МЭА, добыча вне ОПЕК растет медленнее. При этом, номинальный баланс спроса и предложения, исходя из рыночной практики, обычно воспринимается как дефицит, подталкивая цены вверх. С учетом рисков давления на рынки со стороны потребителей (по аналогии с событиями 2014 года) позицию ОПЕК, отражающую риски усиления финансово-политического воздействия на добывающие страны и корпорации ТЭК, я считаю оправданной. 

Дополнительное давление на котировки нефти может традиционно оказать текущее повышение спроса на низкодоходные и высоконадежные активы. По-прежнему не исключаю роста цен на нефть Brent в конце 2019–2020 годах в направлении $75 за баррель. Сигналом для такой динамики стало бы ускорение роста ВВП США. Однако в краткосрочном периоде технические, монетарные, связанные с регулированием рынка риски для покупателей все еще сравнительно высоки. Кроме того, нефтяные цены подвержены сильным всплескам волатильности.