Премьер-министр Дмитрий Медведев после обсуждения итогов работы правительства за 2018 г в Госдуме подготовил ряд распоряжений. Одно из них связано с показателем доли оплаты труда к ВВП, которая как предполагается, должна вырасти до 60% ВВП. В соответствии с распоряжением, к работе над этой инициативой будут привлечены три ведомства – Минтруд, Минэкономразвития и Росстат. Хотя изначально цель проекта может видеться исключительно в улучшении качества статистики и повышении благосостояния граждан, мы считаем, что эта мера может привести к ряду других последствий.

Во-первых, в последние 10 лет по мере технологического развития развитые страны демонстрировали снижение доли оплаты труда в структуре ВВП: например, в США в конце прошлого года доля доходов относительно ВВП составляла всего 52,7% против 59% в 1970 г. и 57% в 2001 г. Это является косвенным подтверждением того, что высокая доля расходов на трудовые ресурсы указывает на относительно низкую производительность труда в стране и недостаточно высокий технологический рост.

Во-вторых, обратной стороной социальной ориентированности государства, выражающейся в росте оплаты труда в структуре экономики, может стать снижение конкуренции в реальном секторе, как следствие госконтроля за расходами на труд.

Третий момент связан с тем, что эта инициатива Медведева может вызвать дополнительные изменения в методологии расчета доходов, что, учитывая недавно внесенные корректировки, видится излишним. Наконец, исторически, в России доля оплаты труда к ВВП никогда не превышал 53%; такой максимум был достигнут лишь однажды, в 2009 г. в результате масштабной поддержки правительства; в 2018 г. доходы в структуре ВВП составили всего 46,4%, тем самым, продемонстрировав спад на протяжении последних трех лет