Росстат провел анонсированный ранее пересмотр данных по реальным располагаемым доходам, однако по факту изменения оказались минимальными (см. график слева). Если вспомнить недавний пересмотр данных по строительству (его масштаб составил впечатляющие +5 п.п.) или даже траектории по промпроизводству в 2018 г. (~ +1,4 п.п. за год), то новые цифры по доходам населения выглядят почти так же, как и старые. Так, с учетом единовременной выплаты пенсионерам в 2017 г., по новым данным реальные располагаемые доходы в 2018 г. выросли на 0,1% г./г. (старые данные говорили об их падении, —0,2% г./г. за 2018 г.). Кроме того, теперь заметное увеличение роста в 1 кв. прошлого года выглядит более логично с учетом значительных предвыборных расходов. 

Динамика 1 кв. 2019 г. (-2,3% г./г.) в целом «созвучна» с ранее опубликованными цифрами за январь (-1,3% г./г., после этого Росстат прекратил ежемесячную публикацию этого показателя). Сказалось отсутствие роста зарплат работников организаций в течение февраля-марта. Такая слабость вылилась в замедление розничного товарооборота в марте (до 1,6% г./г.) и некоторое ухудшение среднего чека ритейлеров и повседневных расходов населения (см. график справа). 

Сохранение околонулевой динамики в 2018 г. подтверждает правильность нашего понимания ситуации в потребительском секторе. Отсутствие устойчивых темпов роста доходов населения мы объясняем, с одной стороны, негативной динамикой «серых» зарплат, а с другой – падением социальных трансфертов в реальном выражении. При этом расхождение такой динамики доходов с заметным ростом  потребительских расходов (~ +2% г./г.) объясняется, с одной стороны, постоянным снижением ежеквартальных отчислений населения на сбережения, а с другой – существенным ростом потребительского кредитования. Обновленный баланс доходов и расходов населения, где будет представлена детальная структура обоих показателей, будет опубликован в середине мая. 

В ближайшие кварталы мы не ждем ускорения реальных располагаемых доходов населения по нескольким причинам: 1) индексация зарплат бюджетников и пенсий запланирована лишь в рамках инфляции; 2) у властей нет планов по единовременным выплатам каких-либо трансфертов; 3) активный рост кредитования будет увеличивать долю обязательных платежей в расходах населения. В итоге за год реальные располагаемые доходы покажут слабоотрицательную динамику.