Баланс на рынке нефти сейчас полностью зависит от действий Саудовской Аравии
Наблюдающаяся динамика цен на нефть полностью совпадает с нашим прошлогодним прогнозом. Мы подтверждаем прогноз средней цены Brent на 2019 г. в размере 70 долл. за баррель и сохраняем позитивный взгляд на акции компаний нефтегазового сектора, отмечая высокий потенциал роста большинства бумаг. В данном обзоре мы представим основные факторы, которые влияют на стоимость черного золота в текущий момент и будут на него влиять в краткосрочной перспективе.
Мировой рынок нефти вступил в 2019 г., находясь в состоянии избытка предложения из-за резкого роста добычи ОПЕК и России в период с мая по октябрь 2018 г. на фоне сланцевого бума в США. В результате к концу 2018 г. дисбаланс на рынке был настолько велик, что стоимость Brent опустилась ниже $50 за баррель, а страны-участницы сделки ОПЕК+ сели за стол переговоров. В начале декабря ОПЕК и страны, участвующие в сделке, приняли решение продлить соглашение на 2019 г. и продолжили курс на снижение/заморозку добычи нефти с целью убрать с рынка лишнюю нефть начиная с 2019 г.
Так как на январь 2019 г. был запланирован пик снижения добычи в рамках ОПЕК+, цены на нефть резко пошли вверх и в первые месяцы поднялись до $60 за баррель после минимума в $45 за баррель в конце 2019 г. В марте нефтяные котировки заняли умеренно восходящий тренд, который продолжается по сей день: стоимость Brent выросла до $71 за баррель и останавливаться не собирается. По оценке МЭА, страны ОПЕК в марте выполнили обязательства по сокращению добычи на 153%, не-ОПЕК — на 64%.
Позитивная ценовая динамика объясняется рядом факторов, представленными ниже.
• Перевыполнение плана Саудовской Аравией
Согласно договоренностям ОПЕК+, принятым в начале 2018 г., Саудовская Аравия должна была снизить добычу нефти c 11 млн б/с в ноябре 2018 г. до 10,7 в декабре и до 10,2 в январе 2019 г. Однако судя по дальнейшим действиям Саудовской Аравии, этого результата ей было мало, и страна стала сокращать добычу гораздо в большем объеме. В марте министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что добыча страны снизится дополнительно – до 9,8 млн б/с, и, согласно последней статистике, столько страна и добывала в прошлом месяце. Это заявление выходило за рамки, обозначенные соглашением ОПЕК+, что дало мощный импульс вверх ценам на нефть. По оценке Bloomberg, в марте уровень выполнения обязательств соглашения у Саудовской Аравии превышал 170%.
Если рассматривать ОПЕК в целом, то перевыполнение плана картелем в марте составило 800 тыс б/с, что соответствует размеру дефицита нефти на рынке во II квартале 2019 г., по оценке МЭА. Таким образом, мы можем сделать вывод, что созданный дефицит на рынке и, как следствие, непрерывный рост цен – результат действия ОПЕК, а конкретнее – Саудовской Аравии.
• Кризис в Венесуэле
Падение добычи нефти в Венесуэле в результате экономических и политических проблем в стране активно отыгрывалось в 2018 г. и было одним из главных драйверов роста цен на нефть. В текущем году влияние этого фактора усилилось после того, как произошла попытка государственного переворота, и добыча просела еще больше на фоне проблем с энергообеспечением, а также из-за санкций США. В марте 2019 г. добыча нефти в Венесуэле упала на 40% г/г или на 25% относительно февраля. Мы считаем, что на восстановление показателей до докризисного уровня понадобятся годы, так как проблемы в стране носят структурный характер. Но на данном этапе более актуально снижение темпа падения добычи, поэтому в текущем году венесуэльский фактор будет оказывать мощную поддержку ценам на нефть.
• Санкции США к Ирану
В ноябре 2018 г. вступили в силу санкции США к Ирану, которые предполагали высокие штрафы в отношении компаний, которые не прекратят закупать иранскую нефть. Несмотря на то, что США изначально планировали обнулить экспорт иранской нефти, они сделали исключение для нескольких стран, разрешив им продолжать закупки у Ирана, и поставки сократились не так сильно. В результате этих событий, экспорт иранской нефти снизился с 2,5 до 1,5 млн б/с и поддерживается на этом уровне и по сей день.
В начале мая 2019 г. истекает срок действия разрешения на закупку иранской нефти, и пока нет ясности, будут ли эти льготы продлены или нет. В случае, если США отменят льготы, то, по нашим оценкам, экспорт иранской нефти сократится еще на 1 млн б/с, а нефтяные котировки прибавят $10-15 за баррель. Мы полагаем, что льготы будут сохранены, и, возможно, расширены, так как США заинтересованы в низкой цене на нефть, и их не устраивает даже текущая картина на рынке, не говоря о взрывном росте цен из-за их возможных действий: в случае отмены льгот на закупку нефти у Ирана.
• Снижение числа буровых установок в США
В конце марта 2019 г. число буровых установок в США снизилось 6-ю неделю подряд, что стало следствием низких цен на нефть в конце 2018 г. Принимая во внимание инвестиционный цикл добычи сланцевой нефти, снижение добычи как следствие снижения буровой активности следует ожидать с начала 2020 г. Это означает, что бурный рост добычи нефти в США притормозится в 2020 г., что окажет благоприятное влияние на цены на нефть при прочих равных.
Стоит отметить, что в апреле количество буровых стало расти: это произошло спустя 4 месяца после того, как цены на нефть начали восстанавливаться после пробития 50 за баррель в конце 2018 г. Так как цены на нефть непрерывно росли с этого момента, мы ожидаем роста числа буровых установок в ближайшие месяцы. Поэтому мы считаем, что влияние полуторамесячного снижения буровой активности в феврале-марте будет иметь ограниченное влияние.
• Война в Ливии
Обострение военного конфликта в Ливии началось с наступления в апреле Национальной армии Ливии на столицу страны — Триполи. Участники рынка опасаются, что под огонь может попасть нефтеналивной терминал мощностью 300 тыс б/с. На фоне немалого дефицита на рынке нефти эта цифра может сильно повлиять на цены на нефть. Мы полагаем, что ситуация в Ливии – главный геополитический фактор на текущий момент.
Заключение и прогнозы
Баланс на рынке нефти сейчас практически полностью зависит от действий Саудовской Аравии, которая в ручном режиме меняет собственный объем добычи в зависимости от конъюнктуры. Текущий дефицит на рынке полностью объясняется действиями ОПЕК, которые снизили добычу выше установленного рамками ОПЕК+ уровня. Мы ожидаем в скором времени реакции президента США Дональда Трампа на проводимую политику ОПЕК, и не исключаем сценария, при котором Саудовская Аравия примет решение увеличить добычу, чтобы устранить дефицит на рынке нефти.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20190417/829904538.html