Накануне поздно вечером вице-премьер РФ Дмитрий Козак провел совещание с представителями российских нефтекомпаний, итогом которого стала договоренность держать цены на бензин и дизель. Так, на протяжении следующих пяти месяцев, вплоть до 31 марта 2019 года, поставки топлива на внутренний рынок вырастут на 3% (вполне лояльное решение), в то время как оптовые цены будут зафиксированы на уровнях лета. Начиная с апреля 2019 года, цена на бензин и дизельное топливо будет индексироваться на величину среднегодовой инфляции. Заградительных пошлин не вводится. 

«Ручное» управление рынком моментально дало свои плоды: сразу после совещания нефтеперерабатывающие заводы по всей стране начали сбрасывать отпускную оптовую цену на продукты и в режиме реального времени пересматривать контрактные цены с ключевыми клиентами. Известно, что ряд НПЗ «сбросил» цену за тонну продукта на 1-3 тысячи рублей, что по рыночным меркам вполне конкурентное преимущество. С сегодняшнего дня расчеты по отгрузкам и сами отгрузки идут по гибкой цене, и так будет до тех пор, пока все основные НПЗ не перестроятся на новый уровень ценообразования и не выйдут в среднюю плоскость. 

Но это тот пласт ценообразования, который розничный покупатель никогда не увидит. Для потребителя важно, что розничные цены на топливо останутся стабильными путем совместных усилий власти и нефтяников. Если это сработает, это пойдет только на пользу розничному рынку и поможет сдержать общий рост цен на продукты и услуги, так или иначе связанные с транспортной составляющей. 

Напомню, что среднегодовой рост цены на бензин в России в последние годы составляет порядка 8-9% (в 2017 году было 8,7%), в 2018 году окажется около 10-11% по факту. В следующем году, думается, ценники вырастут на ту же величину, просто с опозданием и растяжением во времени – сказок не бывает, тем более в секторе сырья. 

Текущая мера временная. Ее задача – не допустить паники на розничном рынке. Пауза в пять месяцев дана нефтяникам для того, чтобы изменить структуру поставок и провести тщательное  исследование  участников рынка, оценку спроса спрос до посевного периода.

У России впереди минимум два этапа повышения цен на бензин. Это январь (за счет повышения НДС). В самом начале года все будет плавно и незаметно, особенно если не будут расти акцизы. А вот второй этап повышения цен произойдет в апреле, как раз во время активной фазы сельскохозяйственного  сезона. Таким образом, в середине весны 2019 года рост цен обещает быть более заметным.