Минфин внес на рассмотрение Госдумы проект федерального бюджета на 2019–2021 гг. При подготовке документа Минфин столкнулся с определенной дилеммой: с одной стороны, необходимо было предусмотреть, что заложенных в бюджет ресурсов будет достаточно для достижения целей, обозначенных в майских указах президента, а с другой, уложиться в рамки расходов, установленные бюджетным правилом. В итоге допустимый предел расходов был несколько увеличен (измененным бюджетным правилом допускается дефицит федерального бюджета в размере 0,5% ВВП, отталкиваясь от базовой цены на нефть). Конечный документ предполагает, что, исходя из консервативных макроэкономических допущений (на 2019 г. – средняя цена нефти Urals 63,4 долл./барр., курс USDRUB –63,9), в ближайшие три года сальдо бюджета будет положительным (2% ВВП в 2019 г.). Таким образом в случае уменьшения потребностей в заимствованиях профицит бюджета в 2019 г.  может оказаться даже выше.

Сальдо бюджета: три года профицита. Проект бюджета предусматривает увеличение профицита до 1,9 трлн руб. в 2019 г. с последующим постепенным сокращением до 1,0 трлн руб. к 2021 г. Ожидаемое снижение профицита базируется на постепенном росте бюджетных расходов вследствие повышения базовой цены на нефть на 2% в год, а также сокращении нефтяных и газовых доходов вследствие снижения средней цены на нефть с 63,4 долл./барр. в 2019 г. до 57,9 долл./барр. в 2021 г.

Заимствования: деньги на обслуживание долга и инфраструктуру. В соответствии с бюджетным правилом, объем заимствований Минфина рассчитывается как сумма расходов на обслуживание долга и инвестиций в развитие инфраструктуры (последние, согласно базовому макроэкономическому прогнозу, должны составить 0,5% ВВП). В 2019 г. валовой объем заимствований, по планам Минфина, составит 2,4 трлн руб., а чистый – 1,7 трлн руб. Однако следует отметить, что более низкий (высокий) по сравнению с ожидаемым уровнем курс рубля означает соответствующее сокращение (увеличение) планов заимствований. По нашим оценкам, если среднегодовой курс USDRUB на 1 руб. превышает значение, заложенное в бюджет, это ведет к сокращению заимствований относительно плана на 70–80 млрд руб.

В 2020 и 2021 гг. чистый объем заимствований запланирован на уровне 1,8 трлн руб. и 1,6 трлн руб. соответственно. Годовой объем привлечения внешних заимствований ограничен 3,0 млрд долл., что предполагает постепенное уменьшение суммы внешнего долга. Минфин также оставляет за собой право на обмен долга в объеме до 4 млрд долл. в 2019 г.

Доходы. В части доходов основные изменения связаны с пересмотром НДС и реформой налогообложения нефтегазовой отрасли. 

Согласно проекту бюджета, повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% в 2019 г. дополнительно принесет в бюджет 0,5 трлн руб. 

Завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли, по оценкам Минфина, будет иметь умеренный негативный эффект для доходов бюджета в 2019 г., однако в 2020–2021 гг. в среднем даст дополнительно около 0,25 трлн руб. в год. Эффект от введения налога на добавленный доход (НДД), согласно расчетам министерства, будет нейтральным.