По данным Министерства финансов, профицит федерального бюджета в мае 2018 г. составил 190 млрд руб., или 2,4% ВВП. Для сравнения: в мае 2017 г. бюджет был исполнен с дефицитом в 131 млрд руб. (1,9% ВВП). По состоянию на 1 июня объем Фонда национального благосостояния был равен 3,93 трлн руб. против 3,75 трлн руб. на 1 января. Основным источником увеличения объема средств фонда стала курсовая переоценка.

Нефтегазовые доходы бюджета резко выросли год к году. Доходы федерального бюджета в мае 2018 г. достигли 1,38 трлн руб., или 9,1% годового плана, а расходы – 1,19 трлн руб., или 7,2% от запланированной на год суммы. Рост нефтегазовых доходов в мае составил 47% год к году, при этом ненефтегазовые поступления увеличились на 16,5%. Расходы в прошлом месяце сократились на 0,2% относительно уровня годичной давности. При этом в январе–мае 2018 г. опережающими темпами росли траты на образование (плюс 21,5% год к году), здравоохранение (плюс 49,3%), межбюджетные трансферты (плюс 17,2%) и общегосударственные вопросы (плюс 16%). Увеличение расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обслуживание долга было умеренным, а расходы на социальную политику снизились на 15,2% год к году.

Ожидаем профицита бюджета в размере 0,5% ВВП в текущем году. В мае профицит бюджета был достигнут благодаря взрывному росту доходов (в результате сохранения близких к максимальным по историческим меркам рублевых цен на нефть и увеличения поступлений от акцизов и налога на добавленную стоимость). Недавно мы пересмотрели макроэкономический прогноз и теперь ожидаем, что в текущем году доходы федерального бюджета составят 17,08 трлн руб. при среднегодовой цене нефти Brent на уровне 4 320 руб./барр.

С учетом запланированных на этот год расходов в размере 16,59 трлн руб. мы полагаем, что в 2018 г. профицит федерального бюджета составит 486 млрд руб., или 0,5% ВВП. Повышение рублевых цен на энергоносители, а также сохранение умеренных темпов роста экономики, согласно нашим расчетам, обеспечат дальнейшее увеличение доходов федерального бюджета, что позволит нарастить расходы с целью достижения зафиксированных в майских указах президента РФ показателей социально-экономического развития страны и одновременно добиться баланса бюджета в среднесрочной перспективе.