В 3 кв. валюты emerging markets не продемонстрировали единой динамики. Относительно низкоактивный летний период торгов сыграл свою роль, но в целом обратим внимание, что того мощного интереса глобальных инвесторов к долговым рынкам развивающихся стран, которое наблюдалось большую часть первой половины года, на текущий момент не наблюдается. Если сравнить динамику валют развивающихся стран с начала года, то видим, что большинство валют EM по-прежнему находятся в плюсе по отношению к доллару. Лидером роста остается мексиканский песо, прибавляющий 13,5% и восстанавливающий свои позиции после масштабных распродаж в прошлом году на фоне прихода Д.Трампа на пост Президента США. Остальная группа валют EM показывает более скромные результаты.

Российский рубль находится в числе лидеров, прибавляя против доллара 6,6% с начала года. Как правило, отрицательную динамику демонстрируют только валюты тех стран, где очевидны негативные внутренние условия. Например, Турция, где сохраняются внутриполитические риски, и к ним добавляются после референдума о независимости Курдистана еще и внешнеполитические. При отсутствии явных негативных внутренних условий валюты EM демонстрируют высокую взаимную корреляцию между собой. На наш взгляд, ключевым драйвером для рубля в последние пару месяцев является не столько динамика нефтяных котировок, сколько именно отношение глобальных инвесторов к долговым рынкам развивающихся стран.

Несмотря на то, что корреляция краткосрочных движений рубля и нефтяных котировок в последние месяцы сократилась, среднесрочная динамика рубля по-прежнему во многом определяется именно динамикой нефтяных цен. Если к концу 1-го полугодия мы отмечали перекупленность рубля относительно нефтяных котировок, то 3-й квартал, по большому счету, нивелировал эту переоценку. При росте нефтяных котировок почти на 20% (по фьючерсу на нефть марки Brent) российский рубль за 3-й квартал прибавил всего 3,3%. За счет этого баланс рубля и нефти практически пришел в соответствие. Тот рост в нефтяных ценах, который наблюдался в последние пару недель, мы отчасти считаем спекулятивным. В некоторой степени позитивная динамика нефтяных котировок могла быть обусловлена опасениями сокращения поставок нефти со стороны Курдистана после проведения там референдума. Однако, на наш взгляд, в большей степени столь резкий рост нефтяных цен объясняется больше техническими и эмоциональными факторами. Мы считаем, что цены на нефть вблизи текущих уровней оценены достаточно справедливо, и на горизонте 4-го квартала нефтяные котировки могут демонстрировать консолидацию вблизи текущих значений.

Согласно нашей модели, рубль на текущих уровнях переукреплен по отношению к нефтяным ценам на скромные 1,5-2 руб/долл. и на горизонте 4-го квартала переоценка может окончательно уйти. Переоценка рубля по сравнению с нефтяными котировками практически нивелирована. Отдельных высоких внутренних факторов риска, связанных с бюджетом, платежным балансом, либо внешним долгом мы на данный момент не видим. Соответственно, на наш взгляд, динамика рубля в 4-ом квартале по-прежнему будет определяться больше внешними условиями (в первую очередь, отношением глобальных инвесторов к долговым рынкам развивающихся стран). Наш базовый сценарий подразумевает консолидацию пары доллар/рубль большую часть времени на горизонте четвертого квартала в диапазоне 57-60 руб/долл.