Мы считаем, что текущий трехлетний проект бюджета на практике может оказаться годовым, так как в проект бюджета не включены возможные после президентских выборов изменения. Ожидаемый бюджетный дефицит в 1,4% ВВП в 2018 г. предполагает цену на нефть, балансирующую бюджет, на уровне примерно 50 $/барр., таким образом, данный проект бюджета демонстрирует серьезные попытки избежать роста расходов.

Тем не менее, мы считаем, что после выборов 2018 г. вполне может потребоваться коррекция как расходной, так и доходной частей, что может спровоцировать новую волну споров вокруг повышения налоговой нагрузки. Мы полагаем, что в текущем формате бюджет 2018 г. отражает существующую экономическую обстановку, но цифры 2019-2020 гг. могут сильно измениться.

Одной из иллюстраций потенциальных изменений является решение Минфина сократить доступ регионов к дешевым бюджетным кредитам. В данный момент долг российских регионов федеральном бюджету составляет примерно 1 трлн руб. и, исходя из проекта бюджета, эти суммы, скорее всего, будут рефинансироваться через банковский сектор. Мы не исключаем, что, хотя краткосрочно это принесет некоторое облегчение бюджету, долгосрочно необходимость решить проблему регионального долга может привести к росту расходов бюджета. Таким образом, хотя проект бюджета 2018-2020 гг. выглядит позитивно, однако он вряд ли окажется стабильным.