Главная причина такой неопределенности – отсутствие прямых санкций в отношении российских трубопроводных проектов по поставке энергоносителей и значительная свобода действий в вопросах их применения в каждом конкретном случае.  

Если строительство новых трубопроводов не завершится к 2019 году в соответствии с графиком, то поставки газа из России в Европу будут зависеть от результатов переговоров по договору с Украиной о транзите газа, которые могут быть непростыми. Нельзя исключать приостановки поставок газа во время переговоров, как это было десять лет назад. При этом базовый сценарий S&P не предусматривает существенных перебоев экспортных поставок российского газа в Европу. Существующие подземные хранилища и доступность альтернативных маршрутов будут обеспечивать «Газпрому» определенную гибкость в вопросах поставок в ЕС. 

На самом деле, мы не так оптимистичны, полагая, что США сделают все возможное, чтобы пересадить Европу на свой газ. И, как всегда, будут действовать жестко и последовательно, по принципу – вода камень точит. Это, конечно, также негатив и для российского бюджета. С экспортной выручки «Газпром» платит экспортную пошлину, НДПИ и налог на прибыль. Именно экспортная составляющая позволяет «Газпрому» поддерживать заниженный уровень тарифов внутри России. 

Так или иначе, рынок закладывает частичную потерю «Газпромом» будущей европейской выручки. Однако рынок иногда ошибается, и если это так, то акции «Газпрома» – это уникальная возможность заработать. Сейчас акции газового холдинга стоят около $2, десять лет назад –  $10-13.