Регулятор оценивает профицит/дефицит как разность уровня требования кредитных организаций к ЦБ, причем в эту категорию включаются депозиты банков в ЦБ и ОБР, и задолженности банков перед регулятором по всем инструментам. Мы полагаем, что подобная методика далека от идеала, она не отражает падение структурного профицита, в случае если банки активно привлекают средства Казначейства или не учитывают объем средств, размещенных на корсчетах (например, сейчас уровень корсчетов существенно превышает объемы, необходимые для выполнения обязательных резервных требований и нормального функционирования банковской системы, избыток, по нашим оценкам, составляет свыше 400 млрд руб.).

Таким образом, существенные изменения в распределении средств между корсчетами и банковскими депозитами будут приводить к значительным изменениям оценки структурного профицита/дефицита ликвидности. При этом новая публикация позволяет оценить объем задолженности банков перед ЦБ по безотзывным кредитным линиям и специализированным инструментам рефинансирования, информация по которым не раскрывалась. В целом, любое улучшение в публикации данных позитивно.

Сегодня спрос на ликвидность должен вырасти. Завтра предстоят основные в этом месяце налоговые платежи (НДС, НДПИ и акцизы), их общая сумма может достичь 670 млрд руб. Сейчас уровень корсчетов составляет 2,24 трлн руб., а для прохождения периода усреднения банки должны до конца периода поддерживать средний объем корсчетов в 1,77 трлн руб., то есть банки имеют возможность безболезненно сократить остатки на корсчетах примерно на 450 млрд рублей. Мы не ждем, что налоговые платежи способны привести к заметному росту ставок на межбанковском рынке.