Так, розничным вкладчикам Югры АСВ (из кредита ЦБ) придется выплатить ~170 млрд руб., что станет рекордной выплатой по одному страховому случаю за всю историю работы агентства. Учитывая дефицит капитала у многих даже крупных банков в условиях реализовывающихся кредитных рисков (большая часть процентного и комиссионного дохода идет на формирование резервов по кредитам, уже обесцененным, но еще не признанным в отчетности таковыми), логичны опасения в отношении того, кто может стать следующей "целью".

По нашему мнению, ликвидировать госбанк не имеет смысла, а ликвидация любого из ТОП-10 частного банка маловероятна, учитывая наличие большого объема средств не только физических лиц, но и корпоративных клиентов (среди них есть и крупнейшие компании), а также привлеченных от других банков. Это потребовало бы от государства расходов (как прямых, так и косвенных), существенно превышающих сумму (500 млрд руб.), которая достаточна для докапитализации (bail-out).

Отметим, что банк Югра на 1 июля почти не имел средств корпоративных клиентов (2,2 млрд руб.), а также средств других банков и облигаций, т.е. он является изолированным и вряд ли станет прямым катализатором реализации системных рисков в отличие от любого негосударственного банка из ТОП 10 (тем более системообразующего).

Тем не менее, ликвидации или реструктуризации других банков (в т.ч. и крупных из ТОП 50), при которой незащищенные кредиторы теряют свои средства, вероятно, продолжатся (прежде всего, как ответ регулятора на недобросовестное поведение менеджмента и собственников). Их прямое влияние на банковскую систему будет ограничено ввиду того, что в настоящий момент лишь 38% всех сделок между банками приходится на необеспеченное кредитование (скорее всего, между системообразующими банками), остальная часть приходится на РЕПО, а объем выпущенных ими облигаций невелик.

Но есть и косвенное влияние: потенциальный отток депозитов корпоративных клиентов из малых и средних банков может создать у них дефицит ликвидности, особенно, если у банка не окажется свободного обеспечения для привлечения средств на МБК. Кроме того, на рынке недвижимости может возрасти предложение на продажу имущества, получаемого АСВ при взыскании активов из конкурсной массы ликвидированного банка (недвижимость является распространенным залогом).

Это может спровоцировать реализацию уже системных рисков в случае, если это предложение окажет заметное давление на рынок недвижимости (падение цен более чем на 20%), что вызовет margin calls по большому объему кредитов (=необходимость довнести обеспечение/погасить кредиты).