Похоже, что Банк Японии и вместе с ним пенсионные фонды Японии скупили почти весь долг. А сами они торговать между собой не могут, поскольку они только покупают облигации.  

Баланс Банка Японии уже догнал баланс ФРС США равный 4,5 трлн долларов. И в скором времени японцы обгонят американцев в деле «печатного станка». Япония продолжает проводить свое QE, с заявленным темпом 80 трлн йен в год (720 млрд долларов по нынешнему курсу). При этом экономика Японии кратно меньше американской. В 2016 году ВВП Японии составил 4,7 трлн долларов. То есть баланс Банка Японии сегодня почти равен ВВП страны. И если Япония продолжит печатать деньги, то уже к концу этого года баланс Банка Японии будет превышать ВВП Японии. Поэтому японцы, если так можно выразиться, сами у себя скупили весь свой государственный долг, и поэтому не соль важно, что этот долг почти равен 250% от ВВП.

В этих условиях, в будущем, даже несмотря на то что Банк Японии на последнем своем заседании решил продолжить сверхмягкую политику, «сверхмягкая монетарная» политика может сама объявить о сокращении темпов своего количественного смягчения. И дело будет вовсе не в инфляции. Просто, японцам нечего будет покупать. Застой на долговом рынке Японии очень четко показывает это. Нужно учитывать, что в данный момент Банк Японии уже не может полностью реализовать свою программу по выкупу активов. С мая прошлого года по май нынешнего года Банк Японии увеличил свой баланс на 70 трлн йен, вместо 80 трлн йен, заявленных в программе QE.

То есть у Японии QE может остановиться не потому, что Банк Японии именно хочет сократить объем выкупа. QE сам по себе может сократиться ввиду отсутствия возможности его реализовать. 

Обрушение долгового рынка Японии в таких условиях, несмотря на его величину, равную почти 250%, почти исключено. Японцы сами собой владеют, государство через Банк Японии довело ситуацию до того, что продавать облигации просто некому. И поэтому цены на долговом рынке Японии просто перестают колебаться.

Многие эксперты почему-то считают, что застой может впоследствии привести к большим продажам и обвалу этого рынка. Однако обвала не будет, Банк Японии и пенсионные фонды, которые по сути подконтрольны государству, не станут продавать облигации сами себе. А других потенциальных продавцов уже, видимо, нет. 

Такого положения вещей в истории я еще не припомню. Долговой рынок Японии это уже не рынок со свободным ценообразованием, это уже почти «коммунизм». Им и инвесторы-то уже не нужны. Такой вот «монетарный сюрреализм».