Бюджетные расходы за январь-май текущего года превысили доходы бюджета на 564 млрд руб., или на 9,6%. При этом в мае дефицит бюджета составил 1,9% ВВП, а за первый квартал – 1% ВВП. Соответственно, если во втором полугодии государство не увеличит доходную базу либо не начнет более резко сокращать расходы, то новый план по сокращению дефицита бюджета до 2,1% ВВП не будет выполнен. Более того, под вопросом может оказаться и выполнение старого плана в 3,2% ВВП. 

Средняя цена нефти Brent за январь-май 2017 года составила $53,23 за баррель (при том что в январе она составляла $57 за баррель), что намного выше запланированного в бюджете уровня среднегодовой цены нефти в $40 за баррель, но ниже по сравнению с январским уровнем. Чтобы снизить дефицит госбюджета до 2,1% ВВП, нужно получить около 1 трлн руб. дополнительных доходов, что возможно только при среднегодовой цене в $55-57 за баррель, однако в настоящее время уровень цены на нефть находится ниже $50 за баррель. 

Тем не менее, за первые пять месяцев 2017 года более 2/3 доходов бюджета обеспечили налоговые поступления, что снижает зависимость госбюджета от колебаний нефтяного рынка. Экспортные доходы, включая нефтегазовые, в совокупности составляют менее трети бюджетных поступлений. Поэтому мы предполагаем, что при сохранении налоговой дисциплины и обеспечения собираемости налогов как минимум на текущем уровне падение цен на нефть представляет меньшую угрозу для российского бюджета, чем в прошлые годы, а новый бюджетный таргет в 2,1% ВВП, обсуждаемый в Госдуме, может оказаться вполне реалистичным.