Глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала в интервью российским СМИ об основных вызовах, которые, по ее мнению, являются рисками для экономического роста. В частности, одним из внешних вызовов является замедление экономического роста в мире в текущем десятилетии по сравнению с «нулевыми» годами, в особенности – в КНР. Другим важным вызовом может стать прекращение политики количественного смягчения в Европе и США, которое также способно оказать негативное давление на экономический рост в мире. У России, по мнению главы российского ЦБ, есть и серьезные внутренние вызовы, такие как ограниченность существующих производственных мощностей. 

Можно отметить, что в течение последних 25 лет российские власти, включая бюджетные и монетарные, привыкли жить только сегодняшним днем, не пытаясь даже заглянуть в будущее, а если и заглядывали, то исключительно для того, чтобы сделать очередной сверхоптимистичный либо апокалиптический (в зависимости от «погоды» в экономике) прогноз, который не сбывался. Очень важно, что сегодняшнее руководство ЦБ обладает стратегическим видением и способно говорить властям и населению не всегда удобную правду о рисках, способных повлиять на экономику России.

Мы полагаем, что замедление экономического роста в мире, и прежде всего, в развитых странах и быстроразвивающейся экономике КНР, действительно представляет угрозу для всего мира и, в том числе, для экономики России.

Согласно прогнозу Всемирного банка на 2017 год, экономический рост в США в текущем году может составить 2-2,5% максимум, в Европе, включая Евросоюз – 1,7-3%, в КНР – до 6,5%, в странах Латинской Америки – 0,8-2%, в Евразии, включая Россию – 2-3%. А средний рост по мировой экономике в ближайшие 2 года, по прогнозам МВФ и Всемирного банка, может не превысить 2,7-3%. Причиной замедления роста многие экономисты называют увеличение социального неравенства в мире, что влечет за собой снижение потребительского спроса, а также замедление инновационного развития в мире, так как компьютерная революция, интернет-революция и революция мобильных технологий уже состоялись, а новых революционных изменений в IT пока не происходит. С Банком России можно также согласиться и относительно негативных последствий отказа от политики количественного смягчения в еврозоне и США. Последствиями станут увеличение инфляции, которое может понизить темпы роста мировой экономики, ведь она существенно завязана на экономике США и развитых стран Европы через торговый оборот, финансовые и товарные рынки.

В долгосрочной перспективе мировая экономика может войти в стадию стагнации, примерно так, как сейчас происходит в экономике Японии, которая держится исключительно за счет технологических достижений прошлого, и это будет негативно, в том числе, для России. Что касается внутренних вызовов, то ограниченность производственных мощностей, действительно, может помешать росту промышленного производства и созданию новых рабочих мест, а эта ситуация будет негативно сказываться на потребительском спросе и экономическом развитии.

Мы полагаем, что если Россия в ближайшее время не сможет осуществить планы по сокращению зависимости бюджетных доходов от экспорта сырья и перейти к технологическому и инновационному развитию, то спад мировой экономики неизбежно скажется и на росте в РФ, а также негативно повлияет на курс рубля к доллару. Поэтому сейчас недостаточно просто выявить внешние и внутренние вызовы, важно понимать, каким образом Россия уже в ближайшее время сможет минимизировать негативное влияние этих вызовов.