Падение цен на золото с 2011 года рыночные игроки оценивают по-разному. Часть считает это нормальной коррекцией цены после десятилетия роста, другая же часть считает, что цены на золото обрушил сговор «сильных» мира сего, дабы прикрыть работающие по всему миру печатные станки. Точно узнать, чье мнение верно, не представляется возможным, а исходя из этой логики, вытекает, что прогнозировать цены на золото также нельзя, поскольку нельзя прогнозировать цену, которой манипулируют. Но все же, независимо от того, есть сговор против золота или его нет, глядя с высоты 2017 года, можно уже понять, почему же цены на золото обвалились. И какие объективные, прикладные факторы повлияли на цену.

Спусковым крючком для падения цены стали обезличенные металлические счета (ОМС), открытые в банках по всему миру. В 2011-12 годах, когда цена на золото стала снижаться, инвесторы узнали, что никакой прямой связи с самим физическим металлом у этих счетов нет. При обращении в банки с требованием поставить золото, владельцы ОМС столкнулись с проблемой, банки по данным счетам не выдавали само золото, а готовы были выдать лишь деньги, по биржевому курсу золота. Более того, оказалось, что у банков вообще нет золота в качестве обеспечения ОМС, а обеспечением является бумажное золото, купленное на бирже. Соответственно, это фактически можно было считать дефолтом ОМС, и именно это и спровоцировало массовое закрытие данных счетов по всему миру и огромным продажам биржевого золота, что и вызвало тогда падение цены.

Далее, падающая цена на золото спровоцировала продажи золота фондами ETF, что еще более усугубило ситуацию. В 2013 году у этих фондов было накоплено 2800 тонн золота, что примерно равно 85 млн унциям. К концу 2016 года фонды распродали почти половину своих запасов, снизив их до 1650 тонн. Объем в размере 1150 тонн, для справки, равен почти полугодовому первичному объему добычи золота в мире. 

Удивительным образом в тот период, помимо запуска программы QE3 в США и запуском программ LTRO от ЕЦБ, общий физический спрос на золото вырос. В 2012 году ювелирная промышленность использовала 1896 тонн металла, а в 2014 году ее потребление выросло до 2480 тонн, во многом за счет бурного роста спроса в Китае. Но ни печатные станки, ни рост спроса не смогли остановить падение цены на желтый металл. Весь рост потребления был полностью нивелирован сокращением инвестиций, и главным образом, за счет распродаж золота фондами ETF. 

На рынке золота возникла парадоксальная ситуация. Не рынок физического золота влиял на биржевые котировки, а биржевая цена влияла на рынок физического металла. Фонды ETF, которые в 2012 году купили 279 тонн золота, в 2013 году стали чистыми продавцами металла, продав 880 тонн. Эта разница в размере 1159 тонн (от +279, до -880), полностью покрыла весь рост спроса на физическом рынке. Далее, в 2014 и 2015 годах фонды ETF продолжили продажи, продав 185 и 133 тонн желтого металла.

2016 год примечателен тем, что паническая волна продаж прошла. Дефолт ОМС уже в прошлом, фонды ETF прекратили свои продажи, и вряд ли далее смогут так же много продавать, просто потому, что их запасы уже в два раза меньше, чем были ранее. Если можно так выразиться, то топливо для падения цены просто закончилось, потому что продавать уже нечего. И биржевой рынок золота далее уже не сможет влиять на рынок физического металла. А на рынке физического металла без панических продаж инвестиционного золота может возникнуть дефицит, потому что спрос, например в ювелирной промышленности, не уменьшился и превышает 2400 тонн в год. Что явно больше уровня 1896 тонн в 2012 году.

Центробанки мира продолжают покупать золото. Ввиду этого, независимо от того, есть ли сговор против золота или его нет, цены на золото далее обречены на рост. Более того, рост цены на золото в будущем приведет к тому, что фонды ETF вновь станут чистыми покупателями желтого металла, что приведет к еще большему дефициту золота, на физическом рынке металла. А это однозначно приведет к нормальной логике, при которой физический рынок будет влиять на биржевой, а не наоборот. И цена на золото будут расти.