Бюджет-2017: удастся ли сэкономить при высоких ценах на нефть?
Минфин опубликовал оперативные данные по исполнению федерального бюджета за январь. Интересным моментом является нетипично высокий для начала года уровень бюджетных расходов (1,28 трлн руб.). Из-за этого бюджет был исполнен с дефицитом (23 млрд руб.), даже несмотря на относительно высокий объем доходов (1,26 трлн руб.). Впрочем, подобная динамика вполне объяснима ускоренным темпом выполнения плана социальных расходов: их исполнение в январе составило 16,2% от годового плана, в то время как его средний уровень по остальным расходам был около 4%. Рост социальных расходов объясняется плановой единовременной выплатой пенсионерам (по 5 тыс. руб., совокупно 221,7 млрд руб.). Мы ожидаем сохранения повышенных темпов роста социальных расходов и в феврале – на этот месяц запланирована индексация пенсий и ряда социальных выплат на 5,4%.
В целом за счет макроэкономических условий (цены на нефть, курс рубля, экономический рост) бюджетные перспективы на этот год значительно улучшились. Дополнительную поддержку окажет соблюдение переходного варианта бюджетного правила. По оценкам Минфина, опубликованным недавно в СМИ, в условиях более высоких цен на нефть (55 долл./барр. URALS) и относительно слабого (за счет интервенций Минфина) курса рубля (64,9 руб./долл.) дефицит федерального бюджета окажется существенно ниже (0,7% ВВП), чем уровень, заложенный в законе о бюджете (3,2% ВВП).
По нашим оценкам, при сходных предпосылках по цене нефти и курсу рубля объем нефтегазовых доходов в 2017 г. составит 7 трлн руб. (против текущего бюджетного плана в 5 трлн руб., а дополнительные ненефтегазовые доходы превысят 540 млрд руб. (за счет более быстрых темпов роста номинального ВВП – на 9,9% против оценок в законе о бюджете в 4,8%).
Наш расчет предполагает, что Минфин не будет тратить лишь дополнительные нефтегазовые доходы (2 трлн руб., по нашим оценкам), которые пойдут на снижение дефицита бюджета. В то же время, мы полагаем, что расходы могут возрасти на величину дополнительных ненефтегазовых доходов. В итоге, по нашим оценкам, в таких предпосылках дефицит бюджета может снизиться до 0,8 трлн руб. (0,9% ВВП) против заложенных в законе о бюджете 2,75 трлн руб. (3,2% ВВП).
В то же время, на наш взгляд, есть достаточно высокие риски увеличения бюджетного дефицита относительно этих расчетов, прежде всего, при снижении цены на нефть и более сильном курсе рубля. В частности, за январь рублевая цена нефти составила 3 183 руб./барр. (при долларовой цене Urals в 53,16 долл./барр.), в то время как наш прогноз предполагает ее среднегодовой уровень в 3 479 руб./барр. При сохранении текущего уровня рублевой цены на нефть нефтегазовые доходы, по нашим оценкам, "потеряют" 500 млрд руб. (по сравнению с нашим базовым сценарием), т.е. при прочих равных дефицит увеличится до 1,3 трлн руб. (1,5% ВВП). Дополнительным фактором риска может стать решение увеличить бюджетные расходы сверх величины дополнительных ненефтегазовых доходов.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20170215/827157306.html