- Основным препятствием на пути смягчения процентной политики ЦБ остается формирование профицита ликвидности в банковском секторе. Всю вторую половину января средства банков, размещенные на депозитах в ЦБ, превышали их задолженность перед регулятором, что фактически уже представляло собой ситуацию профицита ликвидности. В этот период межбанковская ставка RUONIA o/n опускались ниже уровня ключевой ставки, и ЦБ был вынужден абсорбировать существенный объем ликвидности одновременно с проведением крупных налоговых платежей.

- Сохранение ключевой ставки на двузначном уровне не мешает дальнейшему снижению стоимости срочных ресурсов в банковской системе. Так, в середине января средняя максимальная ставка по депозитам крупнейших игроков достигла минимума с октября 2011 г., составив 8,175% годовых. Мы полагаем, что текущие ставки по вкладам достигли «пограничного» уровня, ниже которого возникает риск ослабления стимулов к сбережениям, играющим одну из ключевых антиинфляционных ролей. Следует добавить, что фактические ставки для большинства вкладов, не превышающих страховую сумму АСВ, еще ниже индикативной ставки.  

- Заметная отрицательная динамика банковского кредитования в конце 2016 г. (-3,1% в декабре, в том числе -4,1% по корпоративному кредитованию) носит временный характер и не создает угроз восстановлению экономической активности. Существенный вклад в такую динамику внесло укрепление рубля (+7% к доллару за месяц по курсу ЦБ): так, без учета валютной переоценки портфели сократились бы лишь на 1,4%. Еще одним фактором, внесшим свой вклад в сокращение корпоративных портфелей, по всей видимости, стали досрочные погашения кредитов крупными оборонными предприятиями. В свою очередь, розничное кредитование демонстрирует ежемесячный прирост уже на протяжении полугода, и в декабре росту не помешала даже валютная переоценка (+0,1% в целом и +0,2% без учета влияния курса).

- Переход экономики к фазе восстановительного роста подтверждается ускорением темпов роста промышленного производства в конце 2016 г.: +2,7% г/г в ноябре и +3,2% г/г в декабре, что стало максимальным приростом с конца 2014 г.

- Мы полагаем, что на заседании 3-го февраля ЦБ сохранит ставку на уровне 10%, хотя и может несколько смягчить свою риторику в связи с дальнейшим замедлением годовой инфляции (до 5,1% в годовом выражении по состоянию на 30 января 2017 г.). Тем не менее, смягчение комментариев регулятора не окажет какого-либо дополнительного влияния на долговой рынок, в ценах которого уже давно заложено будущее снижение ключевой ставки. В свою очередь, в отношении валютного рынка гораздо большее значение будут иметь комментарии Банка России по валютным операциям Министерства Финансов. Покупки валюты в объемах, способных оказать реальное влияние на курсообразование, будут создавать дополнительные инфляционные риски, поэтому мы ожидаем, что действия Банка России на валютном рынке будут крайне осторожными.