Вчера сразу несколько представителей экономического блока правительства высказались в пользу того, что при сохранении цен на нефть на уровне 55 долл./барр. ЦБ может возобновить интервенции, чтобы нарастить собственные международные резервы. Позже регулятор отчасти опроверг эти планы, заявив, что придерживается свободного курсообразования. При том что правительство никак не участвует в формировании курса рубля, оно не заинтересовано в чрезмерном укреплении национальной валюты, поскольку это может негативно сказаться на доходах бюджета.

В условиях сохраняющегося фискального дефицита правительство хочет любыми средствами сократить расходование суверенных фондов, и относительно слабый рубль этому как раз и будет способствовать. Тем не менее высказывания представителей кабинета стали своего рода словесными интервенциями, достигшими цели: рубль начал дешеветь. Мы полагаем, что в сложившейся ситуации ЦБ вряд ли в ближайшее время возобновит интервенции, в начале года рубль традиционно довольно сильный, так что нынешнее укрепление вполне укладывается в сезонную динамику.

Также ослабление рубля будет препятствовать достижению главной цели ЦБ, снижению инфляции до 4% к концу года. Более вероятно, что регулятор вновь активизирует свои усилия по сокращению кредитованию банков в валюте. Эффект от этого может быть схожим с проведением интервенций: спрос на валюту вырастет, а вся валюта, возвращаемая в ЦБ, приводит к росту международных резервов. Так, увеличение резервов Центробанка на прошлой неделе на 7,7 млрд долл. отчасти объясняется сокращением задолженности банков по валютному репо на прошлой неделе.