Главная новость – это принятое решение не расходовать дополнительные доходы, получаемые бюджетом при превышении нефтью заложенного в бюджет уровня - $40/барр. Фактически, Россия переходит к бюджетному правилу, предполагающему наращивание резервов при превышении нефтью цены отсечения. Правда, правило ещё не формализованное, поэтому и требующее принципиального политического решения, которое было принято вчера на совещании у президента РФ.

Отказ от расходования допдоходов бюджета снимает не только риск увеличения инфляционного давления при благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков, но и риск чрезмерного укрепления курса национальной валюты. Одновременно, снижается острота проблемы перехода банковской системы к профициту ликвидности. Стоит полагать, что прояснение планов Минфина по бюджетным расходам позволит ЦБ РФ ускорить снижение ключевой процентной ставки. Последнее способно оказать поддержку рынку облигаций, сильно подросшему с начала года. Ближайшее заседание ЦБ РФ состоится 3 февраля. 

Однако, необходимо понимать, что положительный эффект бюджетного правила на долговой рынок не ограничивается перспективами ускоренного снижения ключевой ставки. Взвешенная фискальная политика и наращивание резервов – условия для пересмотра в сторону повышения суверенного кредитного рейтинга. Подъём на инвестиционную ступень по шкале S&P и Moody’s – качественное изменение, способное дополнительно усилить спрос на российский долг со стороны глобальных инвесторов. 

Банковский сектор – главный бенефициар от смягчения политики ЦБ РФ, а госбанки – еще и от всё более вероятного повышения кредитного рейтинга РФ. Есть, правда, ещё вопрос санкций, но надежда на их смягчение в текущем году также сохраняется.