По итогам 2016 г. инфляция опустилась до рекордно низкого уровня (2012 г.) в 5,4% г./г. (против 5,8% г./г. в ноябре). При этом наиболее ощутимые успехи по итогам декабря показала дезинфляция в сегменте продуктов питания (4,6% г./г. против 5,2% г./г. в ноябре), в то время как в сегменте непродовольственных товаров (6,5% г./г. против 6,7% г./г. в ноябре) и услуг (4,9% г./г. против 5,3% г./г. в ноябре) успехи менее значительны.

Мы полагаем, что среди фундаментальных причин столь быстрой дезинфляции основополагающим фактором является слабость потребительского спроса в отсутствие уверенного роста доходов. Так, сезонно сглаженные темпы роста цен остаются на низком уровне 0,35%-0,4% м./м. в течение всего 4 кв. 2016 г. Однако заметное снижение годовой оценки в декабре, скорее, можно связать с эффектом базы. Дело в том, что обычного сезонного ускорения цен в 4 кв. (и в частности, в декабре) не произошло. В итоге эффект высокой базы прошлого года помог годовой оценке инфляции показать значительное снижение.

Кроме того, интересно, что в отличие от предыдущих лет, когда декабрьская оценка инфляции, полученная на основе недельных данных, была ниже, чем итоговые месячные данные, в декабре 2016 г. такого не наблюдалось. Мы полагаем, что это было связано с тем, что непродовольственные товары (которые пользовались повышенным спросом в преддверии новогодних праздников) меньше представлены в узкой группе товаров, по ценам которых рассчитывается недельная инфляция.

В ближайшие месяцы мы ожидаем, что темп снижения инфляции г./г. будет замедляться. Дело в том, что эффект базы прошлого года будет оказывать значительно меньшее воздействие на годовую оценку, чем в 2016 г., в то время как дезинфляционное влияние слабости спроса все же будет ограниченным.