В ноябре уровень краткосрочной валютной ликвидности в российской банковской системе стабилизировался второй месяц подряд и даже, по нашим оценкам, немного вырос - на $3,4 млрд. Позитивная динамика этого показателя по сравнению с предшествующим месяцем зафиксирована впервые с апреля текущего года. Отток валютной ликвидности в предыдущие месяцы был обусловлен главным образом крупными дивидендными выплатами и погашением долговых обязательств в иностранной валюте - в ноябре влияние этих факторов было несущественным, отмечает стратег Sberbank Investment Research Искандер Луцко.

Рост этого показателя по сравнению с октябрем связан прежде всего с техническим перераспределением еврооблигаций внутри финансовых групп - с балансов небанковских организаций на балансы банков (возможно, для соблюдения норматива краткосрочной валютной ликвидности). По итогам декабря мы, возможно, увидим дальнейший рост уровня валютной ликвидности в системе за счет ожидаемого увеличения свободных денежных потоков в нефтегазовом секторе и высокого сальдо счета текущих операций.

Впрочем, задержка с финансированием сделки по приобретению госпакета акций Роснефти (19,5%) консорциумом Glencore и Qatar Investment Authority чревата значительными проблемами с точки зрения валютной ликвидности. Причем этот фактор накладывается на традиционный предновогодний спрос на иностранную валюту со стороны российских банков. Задержка с перечислением значительной части валютных средств для сделки по продаже госпакета Роснефти может оказать дополнительное давление на процентные ставки и, как следствие, обернуться негативными последствиями для рубля, считает Искандер Луцко.