В Китае все идет по плану, несмотря на то, что Китай уже давно является быстроразвивающейся страной с рыночной экономикой. По «плану» проходит и девальвация обменного курса юаня. В период экономического кризиса Китай неоднократно использовал этот инструмент для целей удешевить стоимость своих экспортных товаров, сделав их более конкурентоспособными, а также для целей избежания дефляции, которая может в перспективе стать значительной проблемой для китайской экономики. Однако технология девальвации по-китайски заключается в том, что Народный Банк Китая, являющийся главным регулятором финансовых рынков КНР, сначала планово обесценивает юань, покупая иностранные валюты, а потом снова начинает покупать национальную валюту, повышая ее стоимость. Таким образом, резких скачков валютного курса не происходит. 

С начала мая текущего года, когда Китай начал проводить политику «плановой» девальвации, юань обесценился, но потерял в стоимости всего 4,3% по отношению к доллару США. Нужно отметить, что с начала октября 2016 года юань непрерывно снижается к доллару, и за один октябрь текущего года юань «похудел» на целых 1,25% по отношению к американской валюте. На момент написания этой статьи за доллар США дают 6,773 юаня, и похоже, что это еще не предел удешевления китайской валюты.

Что китайцу хорошо, то казаху и русскому тоже

Однако возникает вопрос: не окажет ли девальвация юаня негативного влияния на финансовые рынки либо на реальную экономику соседних стран, в частности, России и Казахстана? Но уже ясно, что существенного влияния на валютные и фондовые рынки этих стран девальвация юаня не окажет. В октябре, когда юань подешевел к доллару на 1,25%, российский рубль, наоборот, к доллару подорожал, хотя немного, всего на 0,1%. А казахстанский тенге подорожал к доллару на 0,9%. Рост обменных курсов национальных валют России и Казахстана связан с различными факторами: и с постепенным выходом экономик этих стран из кризиса, и с растущей ценой на нефть (в октябре нефть смеси Brent подорожала на 3,5%, поднявшись выше $52 за баррель). В свою очередь, рост цены на нефть не в последнюю очередь связан с постепенным и пусть пока не очень уверенным, но ростом экономики и объемов импорта в Китае. А девальвация рубля станет благом для китайских экспортеров, значит, и для экономики Китая в целом, простимулировав экономический рост. Чем выше темпы экономического роста в Китае, тем выше спрос на углеводороды и, соответственно, выше цена на нефть. Таким образом, девальвация юаня является благоприятным фактором для экономики и Казахстана, и России, а также других государств-экспортеров нефти.

Стоит отметить, что медленный рост экономики Казахстана и постепенная стабилизация экономики России связаны не только с ростом цены на нефть, но и с тем, что в этих странах еще раньше произошла девальвация национальных валют. Казахстан провел управляемую, хотя и достаточно резкую, девальвацию тенге в 2015 году, что обусловило рост экономики в текущем году. В России рубль в 2015 году обесценился по рыночным причинам: из-за обвала цены на нефть. Однако низкая стоимость рубля по отношению к мировым валютам оказалась благоприятной для экспортеров и способствовала также развитию импортозамещения, оказавшись драйвером будущего роста. В Китае любят и умеют учиться, особенно на мировом опыте. Безусловно, опыт соседних стран принимается во внимание китайскими властями.