После значительного сокращения свободных денежных потоков нефтегазового сектора в июле, целый ряд факторов способствовал их восстановлению в августе. В частности, свою роль сыграли завершение дивидендного сезона, сравнительно небольшие выплаты по внешнему долгу, восстановление цен на нефть, снижение экспортных пошлин (из-за более низких цен в предыдущий период), а также позитивная переоценка свободных денежных потоков сектора в связи с ослаблением рубля. При этом объем валютных средств на счетах юрлиц в августе стабилизировался, хотя дефицит счета текущих операций составил $1,6 млрд. В сентябре нефтегазовый сектор, по нашим оценкам, должен впервые с июня выйти в плюс по свободным денежным потокам. На фоне сезонного улучшения сальдо счета текущих операций это должно обеспечить восстановление краткосрочной валютной ликвидности в системе, при условии что нефть останется дороже $45,00 за баррель, а пара USD/RUB удержится выше отметки 65,00, говорится в обзоре стратега Sberbank Investment Research Искандера Луцко.

Несмотря на августовское падение доходов от экспорта нефти и газа (поставки в страны дальнего зарубежья уменьшились по сравнению с июлем на 10%), свободные денежные потоки нефтегазового сектора в минувшем месяце заметно выросли. Главная причина такой стабилизации заключается в том, что выплаты по внешнему долгу были приблизительно на 40% меньше, чем в июле. По оценкам ведущих нефинансовых компаний, в августе чистые выплаты по внешним обязательствам составили $1,8 млрд.; для сравнения, в июле они достигли $3,0 млрд., а их средний месячный объем с начала года - $2,5 млрд. В сентябре выплаты по внешнему долгу снова увеличатся, однако, по оценкам, крупнейшие компании вне финансового сектора смогут пролонгировать более 70% данных обязательств - это будет максимальный показатель с января.

Второй наиболее значимый фактор - завершение сезона дивидендных выплат. Большую часть дивидендов нефтегазовые компании выплатили еще в июле (55%, $4,3 млрд.), а остальное ($3,5 млрд.) - в первой половине августа. Данное обстоятельство существенно ослабило давление на свободные денежные потоки.

Третье позитивное обстоятельство заключается в том, что в августе разрыв между ценами на нефть и перерасчетом экспортных пошлин снова оказался выгоден нефтегазовому сектору. Цена, по которой рассчитывалась августовская экспортная пошлина ($44,88 за баррель за период с 15 июня по 14 июля), была ниже средней спотовой цены минувшего месяца ($47,20 за баррель). В начале года этот разрыв также был выгоден нефтегазовым корпорациям (особенно с марта по июнь включительно), однако в июле он негативно отразился на свободных денежных потоках, поскольку пошлина рассчитывалась по цене, превышавшей среднюю спотовую.

Если не учитывать влияние колебаний обменного курса и нефтяных цен на свободные денежные потоки, а также проигнорировать дивидендные и налоговые выплаты, чистый консолидированный показатель в августе был позитивным - плюс $0,3 млрд. (в июле - минус $0,7 млрд.), отметил Искандер Луцко из Sberbank Investment Research.