Опубликованная недавно статистика ЦБ по банковскому сектору за июль свидетельствует о стремительном сокращении корпоративных валютных депозитов. Эта тенденция может привести к снижению краткосрочной валютной ликвидности и поэтому вызывает определенные опасения. Только в июле объем краткосрочной валютной ликвидности в банковской системе уменьшился почти на $7,0 млрд., а по сравнению с апрелем (когда он составлял $98,0 млрд.) этот показатель уже упал на $15,0 млрд. Впрочем, более внимательный анализ причин этого изменения выявляет целый ряд факторов (как сезонных, так и фундаментальных), которые уже фактически потеряли актуальность и поэтому не представляют угрозы для банковской системы, говорится в обзоре Искандера Луцко из Sberbank Investment Research. 

В июле совокупный объем валютных средств на счетах юридических лиц уменьшился приблизительно на $8,5 млрд. (т. е. на 6,7% по сравнению с июнем), составив $117,0 млрд. Такая тенденция может показаться весьма тревожной, однако ее следует рассматривать в контексте общей ситуации на рынке. Такой отток средств с корпоративных валютных депозитов в июле в значительной степени обусловлен сезонными факторами, в частности, продажей иностранной валюты (по нашим оценкам, на сумму $4,0 млрд.) для выплаты дивидендов и увеличением выплат по внешним долгам (объем таких выплат оценивается в $3,5 млрд.) в ситуации, когда кредиторы были менее склонны пролонгировать выделенные ссуды. В остальном сокращение валютных депозитов объясняется закрытием позиций по валютному РЕПО (по нашим оценкам, на сумму $0,8 млрд.). Сезон дивидендных выплат уже в основном завершился, а выплаты по внешнему долгу в дальнейшем будут меньше. 

Учитывая только наиболее ликвидные из валютных активов, мы оцениваем совокупный объем краткосрочной валютной ликвидности в июле в сумму $83,0 млрд. (что является самым низким показателем за многие годы). Такие активы включают прежде всего ценные бумаги с фиксированной доходностью (исключая облигации, используемые в операциях РЕПО) на сумму $40 млрд. Во-вторых, это средства на счетах ностро (включая займы, предоставленные нерезидентам на срок менее 12 месяцев) совокупным объемом $36,3 млрд. В-третьих, это денежные средства в иностранной валюте без учета драгметаллов - $6,3 млрд.

Хотя спад был чуть более резким, чем в начале года (главным образом из-за сокращения положительного сальдо счета текущих операций на фоне уменьшения поступлений от нефтегазовой отрасли), ничего особенно неожиданного в происходящем нет. Основной фундаментальный фактор, обусловивший текущую динамику, - падение цен на нефть, а также тот факт, что большая часть долга подлежала погашению, а не пролонгации. Например, в сентябре, когда объем погашений, по прогнозам ведущих нефинансовых организаций, увеличится до $8,3 млрд. (с $1,9 млрд. в августе), доля пролонгации составит почти 70%, т. е. чистый объем погашений в сентябре будет равен лишь $2,5 млрд. Между тем нефтяные котировки стабилизировались и даже начали восстанавливаться, поднявшись с начала года на 57%, при этом график погашений будет менее плотным, а доля пролонгации - более высокой. 

Несмотря на недавний спад, общая ситуация с ликвидностью остается комфортной, и мы не ожидаем каких-либо потрясений для рубля. Восстановление стоимости нефти - благодаря временному лагу при расчете экспортных пошлин и НДПИ - позволило нефтяным компаниям сгенерировать рекордно большие свободные денежные потоки, в особенности в июне, за счет резкого удорожания сорта Brent. В любом случае на пару USD/RUB в последнее время более ощутимо влияет глобальная ликвидность и локальные потоки, которые оставались стабильными, заключает Искандер Луцко.