Со 2 августа, когда цены на сорт Brent обновили локальный минимум в $41,51/барр., цена на "черное золото" выросла более чем на 17% и сейчас постепенно приближается к отметке $50/барр. Однако в период, когда наблюдалось восстановление цен на Brent, динамика рубля была значительно более умеренной: российская валюта укрепилась лишь на 4,9%, несмотря на ослабление доллара и повышенный интерес глобальных инвесторов к высокодоходным активам. В итоге корреляция курса USD/RUB с ценой на нефть Brent вновь ослабла, впервые с мая 2014 года опустившись ниже 50% и достигнув двухлетнего минимума. В сущности, это служит подтверждением исторического тренда, согласно которому корреляция между курсом USD/RUB и стоимостью нефти минимальна тогда, когда цена на нефть держится на высоком уровне. Это обусловлено снижением активности экспортеров, т. к. спотовый валютный курс не представляется привлекательным для продажи валюты. Помимо этого, укреплению рубля также мало способствует пессимистичный настрой иностранных инвесторов, которые не верят в перспективы дальнейшего ралли российской валюты, учитывая предыдущие вербальные интервенции представителей правительства и опасения относительно возможного обострения ситуации на востоке Украины, отмечает стратег Sberbank Investment Research Искандер Луцко.

Сейчас наблюдаемая ситуация противоположна тому, что мы видели в июле, когда рубль укреплялся благодаря предложению иностранной валюты со стороны экспортеров, несмотря на дешевеющую нефть. Тогда на рубль позитивно влияло сочетание таких факторов, как выплата дивидендов и налоговые платежи.

Все сказанное не обязательно означает, что российская валюта недооценена. Если ориентироваться на размер ожидаемого по итогам года бюджетного дефицита (не выше 3,5% ВВП), следует сделать вывод, что рубль все еще переоценен с учетом нынешних цен на нефть. Если допустить, что средняя цена барреля Brent во втором полугодии составит $48,00, то пара USD/RUB должна котироваться ближе к отметке 68,00. Между тем средняя цена нефти с начала 2016 года составляет $42,00 за баррель, а текущий обменный курс - 69,00 руб. за доллар, в то время как справедливый уровень USD/RUB ближе к отметке 72,00 (или даже выше). 

Искандер Луцко полагает, что в дальнейшем отставание курса рубля от цен на нефть сохранится. Дело в том, что предложение иностранной валюты со стороны экспортеров будет ограниченным, особенно сейчас, после того как государство ослабило контроль за крупнейшими из этих компаний. При этом, даже если котировки Brent протестируют отметку $50,00 за баррель, едва ли можно рассчитывать, что пара USD/RUB опустится ниже уровня поддержки на отметке 63,00. 

Основной преградой для роста нефти было чрезмерное высокое количество коротких позиций период со второй половины июля до начала августа: по нашим оценкам, их объем по сорту Brent вырос на $1,7 млрд., а по сорту WTI - на $1,8 млрд. Как следствие, совокупный объем коротких позиций по нефти WTI и Brent составил $15 млрд., что близко к уровню, зафиксированному в конце января. Между тем на фоне обнадеживающей риторики со стороны стран - участниц ОПЕК и стран, не входящих в состав картеля, на рынке растет оптимизм в преддверии запланированного на конец сентября саммита в Алжире. В связи с этим мы наблюдаем за массовым закрытием коротких позиций, что, в свою очередь, вызывает дальнейший рост цен на нефть, отметил Искандер Луцко.