По сообщениям российских СМИ, налоговая реформа нефтяной отрасли может быть отложена. Напомним, что еще в июле Министерство финансов, Министерство энергетики и ведущие нефтяные компании России согласовали параметры налоговой реформы в нефтедобывающей отрасли. Реформа заключалась в обнулении экспортных пошлин, существенном снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников, работающих на старых месторождениях, и введении для этой отрасли нового налога на добавленный доход (НДД). Однако не прошло и месяца с момента объявления о готовности отрасли и ведомств к данной реформе, как появляется информация о том, что реформу могут отложить.

Мы полагаем, что пробуксовки в осуществлении данной реформы связаны с тем, что введение НДД при одновременном обнулении экспортных пошлин и снижении НДПИ может привести к сокращению поступлений в бюджет. Для государства главный недостаток этой реформы заключается в том, что налогооблагаемой базой для нефтяников теперь станет финансовый результат, а не реализованный на экспорт либо добытый объем нефти. 

Это приведет к снижению бюджетных доходов, так как, во-первых, финансовый результат зависит теперь от себестоимости добычи нефти на месторождениях, а сейчас «легкой» нефти становится все меньше, при росте затрат на извлечение барреля нефти прибыль нефтяников будет снижаться. Во-вторых, такой налог может мотивировать нефтяные компании искусственно завышать свои издержки, чтобы снизить прибыль и, соответственно, платить меньше налогов. В-третьих, облегчение налогового бремени нефтяникам автоматически приведет к тому, что главным источником поступлений доходов в бюджет станет «Газпром», которому государство тогда просто повысит НДПИ, чтобы компенсировать выпадающие доходы. 

«Газпром», в свою очередь, является естественной монополией и несет определенную социальную нагрузку по регулируемым тарифам на газ. Таким образом, «Газпрому» придется повысить тарифы на газ для населения. Налоговая реформа может дорого обойтись и иным добывающим компаниям, кроме нефтедобытчиков, и государству, и населению. Мы считаем, что с данной реформой не нужно торопиться, так как ее социальные издержки могут быть высоки, при этом не все нефтяные компании окажутся в выигрыше.