Как нам повысить спрос на нефть?
2040 год, нефть по $100... Нет, по $240. Доллар по 3 копейки, Россия - одна из трёх ключевых экономик мира, вместе с Индией и Китаем. Шансы на этот сценарий ещё есть.
В 2016-2018 годах нам нужна нефть вдвое дороже, тогда выиграем время на реформы. Требуется ли для этого влиять на баланс спроса и предложения?
Ещё не так давно спрос в этом году оценивался в 93,8 млн баррелей в день, и предложение - в 95,8 млн баррелей в день. Нам бы повысить спрос ещё на 2 млн баррелей в день, и можно успокоиться.
Хорошая новость в том, что некоторые прогнозы предполагают повышение до 100 млн баррелей в день. Плохая - в том, что мировая экономика ещё не готова к этому, и спроса попросту нет. Но всем нам иностранцы за границей ни к чему, и к росту спроса может быть не готов весь мир, но может быть готовой российская экономика.
Спрос на 42% всей добываемой в мире нефти предъявляется отраслью перевозок по автодорогам, ещё 6% - авиатопливо и 2% - перевозки по морям и железным дорогам. Нефтехимия создаёт около 10% мирового спроса, электрогенерация - около 5,5%, переработка на мазут для отопления и сельхозтехники - ещё по 10%. В остальном 4-5% - это нефть для хранилищ, и около 10% - страны с развивающейся переработкой.
Что заложено в генах мировой экономики? По досужим прогнозам, во второй половине 2016 года можно ждать некоторого повышения спроса на дорожную доставку грузов на 3,5%. Благодаря спросу этой отрасли на переработку может потребоваться на 0,4 млн баррелей в день больше. Кроме этого хорошо растут перелёты и трансокеанские перевозки.
За счёт топливных нужд авиаперевозок возможен органический рост спроса на ещё 20-30 тысяч баррелей в день, морским перевозкам и ж/д - ещё 80 тысяч баррелей в день за год.
Нефтехимия способна прибавить к спросу за год ещё 0,5 млн баррелей в день за счёт ОПЕК и других экспортёров нефти, развивающих переработку. Сегмент генерации увеличит спрос на 0,08 млн баррелей в день, переработка на мазут - 0,23 млн баррелей в день, так как коммерческий сегмент коммунального сектора всё же растёт вместе с экономической активностью в целом.
Хорошая новость в том, что к концу этого года спрос на нефть, вероятно, окончательно вырастет ещё на 1,3 млн баррелей в день, до 95,1 млн баррелей в день. Плохая в том, что на отрезке времени с 2016-го по 2040-й возможны всего три-четыре года такого сравнительно сильного роста спроса.
Что делать? Спрос на нефть можно активно стимулировать. Космическая программа, развитие сельского хозяйства и освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока приведут к скачку в области грузоперевозок и нефтехимии.
Во-первых, коммерческие перевозки грузов способны расти быстрее ВВП, для этого нужно развивать логистику и дистрибуцию. Увеличивать продажи новых авто на 2 млн штук в год можно с помощью субсидий отрасли. Органический рост транспорта грузов, по подсчётам ОПЕК, способен повысить спрос на примерно 1,4 млн баррелей в день за весь период до 2040 года. Наша идея состоит в том, чтобы приблизить эти сроки за счёт стимулирования транспорта там, где ОПЕК и не думала, а именно по всей России.
Во-вторых, ОПЕК считает, что в сфере авиаперевозок и космоса каждый континент способен прибавить в пределах 0,5-1 млн баррелей в день до 2040 года. Мы видим, что за счёт тихоокеанской интеграции, а также космической программы и создания собственных самолётов в целях развития внутренних перелётов можно вдвое расширить обозримые горизонты в тех местах, жизнь в которых не учитывается в иностранных прогнозах. Поможет в этом рост торговли с Восточной Азией.
В-третьих, по оценке ОПЕК, на территории этой организации спрос нефтехимии на сырьё возрастёт на 1,5 млн баррелей в день до 2040 года. Если ОПЕК может развивать это направление, чем хуже мы? Успехи российского нефтехима трудно переоценить, особенно в области производства удобрений для сельского хозяйства, и думаю, что в наших силах уже в ближайший год повысить спрос этого сегмента на нефть на 0,5 млн баррелей в день.
Конечно, органический рост спроса на нефть можно ускорить. Несмотря на все линии разлома наподобие Brexit, в более долгосрочной перспективе возможен рост экономики Европы и США на больше чем 2%, России - на больше чем 3% в год, Индии и Китая - на больше чем 6% в год. Но анализ компонентов спроса на нефть говорит о том, что нужно развивать: транспорт и нефтехимию, переработку нефти в топочный мазут для отопления, электрогенерации и сельхозтехники. Кроме этого, естественно, необходимо на уровне бизнеса проявить большее внимание к отношениям с новыми участниками рынка нефти, способными предъявить дополнительный спрос.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20160713/826180401.html