В пятницу Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в законы "О связи" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обязывающие операторов связи хранить содержание голосовых звонков и сообщений абонентов. 

Телекоммуникационные операторы должны будут хранить данные о фактах звонков и отправления сообщений в течение трех лет, а интернет-провайдеры – в течение года. Как операторы связи, так и интернет-провайдеры будут обязаны хранить данные о содержании звонков и сообщений в течение шести месяцев начиная с июля 2018 г. 

Выполнение требования хранить содержание звонков означает огромные инвестиции в расширение емкости дата-центров и пропускной способности каналов связи, а также вложения в разработку соответствующих технологий и оборудования как со стороны операторов, так и со стороны государства. Экспертный совет при правительстве России оценил, что суммарные расходы на реализацию поправок в первоначальной форме (предполагает хранение данных в течение трех лет) могут достичь 5,2 трлн руб. (80 млрд долл.). Выполнение требования хранить данные в течение всего шести месяцев может обойтись дешевле, но все равно будет дорогостоящим. 

Введение требования хранить данные о содержании телефонных звонков и сообщений потребует разработки соответствующей нормативно-правовой базы со стороны правительства, что может занять значительное время. 

Соответственно, на данный момент нет ясности ни относительно сроков, ни относительно окончательной конфигурации требований, которые операторам надо будет выполнять. Мы считаем, что эти требования, скорее всего, в конечном итоге будут гораздо более приемлемыми, учитывая более прагматичную позицию правительства. Тем не менее решение Госдумы говорит о наличии высоких регуляторных рисков и, скорее всего, создаст заметное давление как на котировки акций операторов.