У рынка энергоносителей несварение от апрельских тезисов СА, Ирана и России
Цены нефти и нефтепродуктов продолжают дружно шагать вниз. Потеряв за понедельник 2-3 процента, рынок не остановился на достигнутом и во вторник продолжает катиться вниз.
Позиции главных переговорщиков по заморозке добычи нефти в Дохе к началу недели оставили мало шансов на благоприятный исход переговоров, поскольку сформулированы почти диаметрально.
СА: страна пойдет на заморозку добычи лишь в том случае, если другие крупные производители, включая Иран, присоединятся к этому решению. "Если все страны согласятся заморозить добычу, мы готовы. Но если кто-то решит наращивать производство, мы также не упустим возможностей, которые нам представятся".
Иран: Страна продолжит увеличивать добычу и экспорт нефти до тех пор, пока они не достигнут досанкционных показателей.
В результате «заклятые друзья» в сформулированных к переговорам позициях сразу вычеркивают огромное поле для достижения возможных соглашений. В сложившихся условиях заговорили о новом фронте нефтяной войны, теперь пролегающем между Ираном и Саудовской Аравией. И именно военные действия напоминает принятое СА решение о запрете танкерам с иранской нефтью заходить в свои порты Саудовской Аравии. Да и Иран тоже легко может найти точки уязвимости СА, например, в узком фарватере Персидского залива.
Между тем глава Минэнерго России Новак, как будто не желая получения результата предстоящих переговоров, еще дополнительно сузил оставшиеся островки возможных компромиссов, заявив, что в ходе переговоров вряд ли может быть выработано какое-то индивидуальное решение для Ирана. А с другой стороны, словно в насмешку над здравым смыслом, он выразил уверенность в том, что в ходе встречи и обсуждений в катарской столице стороны все же смогут достичь консолидированной позиции. Обозреватели поспешили обвинить Новака в страусиной политике, не желающей признать уже очевидную для многих невозможность достижения договоренностей в сложившейся ситуации. Происходящее снижение нефтяных цен указывает, что многие участники рынка оценивают перспективы достижения договоренностей 17 апреля почти как нулевые.
Однако, по нашему мнению, в больших и сложных переговорах всегда есть место для компромисса, который может в значительной мере снизить существующие противоречия и создать платформу для единой позиции на переговорах в Дохе. На чем же может основываться уверенность Новака на достижение договоренностей? (Люди, вовлеченные в подготовку встречи, конечно, могут назвать много вариантов достижений компромиссов). Но даже и со стороны можно увидеть некоторые зацепки.
Во-первых, стороны предстоящих переговоров в последнее время проводили наращивание добычи. Иран в феврале нарастил добычу на 245 тысяч баррелей по сравнению с декабрем 2015 года, когда еще действовал режим санкций. В воскресенье министр нефти страны Биджан Зангане заявил, что в марте Иран нарастил экспорт нефти и газового конденсата на 250 тыс. баррелей - до свыше 2 млн. баррелей в сутки. Это уже кое-что, и от такой базы уже можно торговаться.
Во-вторых, превышение в марте экспорта из Ирана нефти и газового конденсата уровней в 2 млн. баррелей создает существенное приближение к досанкционным уровням экспорта. По данным ВР, экспорт нефти из Ирана до введения санкций составлял около 2,4-2,5 млн. баррелей. в сутки, а добыча 4,3-4,4 млн. баррелей в сутки. Приращение показанными в марте темпами позволяет Ирану уже в апреле почти выйти на досанкционные уровни экспорта. (Правда, есть отличие между объемами чистой нефти и нефти с газовым конденсатом, но пока на это закроем глаза). Значит, если в Дохе за основу брать уровни экспорта не в январе, а в апреле, то это может уже почти устроить Иран и он при возможных дополнительных уступках со стороны других нефтепроизводителей даже может согласиться на заморозку роста добычи. Тем более что высокие цены ему тоже интересны.
В-третьих, устанавливаемые в ОПЕК ограничения на добычу всегда действуют достаточно мягко, и страны картеля ранее зачастую превышали установленные для добычи лимиты. Но ведь можно же и на этот раз немного закрыть глаза на предстоящий дополнительный рост добычи нефти в Иране! И в то же время по итогам 17 апреля формально провозгласить ограничение роста добычи для всех участников переговоров.
В результате подобных соглашений цены нефти можно немного приподнять и удерживать их выше 40 долларов за баррель. А дальнейшее снижение объемов добычи нефти на проблемных месторождениях (включая сланцевые месторождения в США) постепенно будет помогать сдерживать цены от дальнейших катастрофических снижений.
Вот только нужен ли подобный компромисс той же СА? И судя по предыдущим высказываниям и действиям СА, шансов на достижение заморозки действительно не очень много. Впрочем, возможно лучше не гадать на нефтяной гуще, а просто следить за событиями и дожидаться результатов предстоящих переговоров.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20160405/824632622.html