Основными драйверами для котировок нефти в марте оставались внешние для нефтяного рынка факторы. Расширение стимулирующих мер и рост деловой активности в промышленности в Китае, расширение QE в ЕС, а также мягкие комментарии Дж. Йеллен по поводу перспектив повышения ставки ФРС вылились в рост фондовых рынков, сырья и развивающихся валют. Снижение курса доллара к мировым валютам стало основным драйвером для роста нефти. В то же время мы полагаем, что пока что рано говорить о глобальном развороте в долларе (который мы ожидаем лишь во второй половине 2016 г. – начале 2017 г.). Рост развивающихся валют носил скорее коррекционный характер. На это указывает тот факт, что рост наблюдался в первую очередь среди валют, оказавшихся под максимальным давлением в предшествующий период (Бразилия, РФ), в то время, как многие валюты развивающихся стран продолжали слабеть. Мы полагаем, что ослабление доллара в марте оказалось чрезмерным – на текущий момент фьючерсный рынок закладывает вероятность того, что ставка ФРС останется на текущем уровне к концу года в 45,6%, с вероятность 39,2% произойдет однократное повышение ставки, а вероятность двукратного (или более) повышения оценивается лишь в 14,9%. В то же время ряд представителей ФРС уже высказался в пользу двукратного повышения ставки, макроданные в США также способствуют более быстрому ужесточению монетарной политики, а риски со стороны Китая уменьшаются по мере проявления эффекта от стимулирующих мер. Новая переоценка рынками перспектив повышения ставки является основным риском для рынка нефти в апреле и мы полагаем, что этот риск с высокой вероятностью реализуется.   

Со стороны предложения в марте ситуация фактически сохранилась на уровне благоприятного для рынка февраля, когда добыча ОПЕК снизилась в Ираке в связи с атакой на нефтепровод Киркук-Джейхан и в Нигерии в связи с форс-мажором на терминале Forcados и одновременно ускорилось падение добычи в США. Добыча нефти в США с 26 февраля по 25 марта снизилась на 55 кб/д, в общей сложности с середины января добыча в Соединенных Штатах упала уже на 213 кб/д. По данным ОПЕК добыча картеля в марте выросла на 64 кб/д. Основной прирост пришелся на Ирак (+150 кб/д – рост связан с восстановлением трубопровода на севере страны, который пострадал после нападения в феврале) и Иран (+100 кб/д). В то же время сохраняющиеся проблемы на терминале Forcados вылились в дальнейшее снижение добычи в Нигерии (на -74 кб/д), также снизилась добыча в Ливии (-40 кб/д) и ОАЭ (-90 кб/д). Отметим, что добыча в Ираке пока восстановилась не полностью, и можно ожидать дальнейшего восстановления добычи вплоть до январского уровня – 4,51 мб/д по сравнению с 4,35 мб/д в марте. Устранение проблем на терминале Forcados в дальнейшем также позволит восстановить добычу в Нигерии – вплоть до 2,03 мб/д по сравнению с 1,82 мб/д в марте. Тем самым, одно лишь восстановление добычи в Нигерии и Ираке (вполне допустимое даже в случае принятия соглашения о заморозке добычи) может вылиться в дополнительное увеличение добычи ОПЕК на 370 кб/д. С учетом же продолжающегося роста добычи в Иране (можно ожидать роста порядка 100 кб/д в апреле) рост добычи ОПЕК может достигнуть 470 кб/д, что с лихвой перекроет снижение добычи в США (вероятно, останется в пределах 50-100 кб/д) и заметно увеличит избыток нефти на рынке в апреле. 

Исходя из нашей модели нефтяных цен, котировки нефти сейчас вернулись к равновесным фундаментально обоснованным уровням. По нашей оценке, равновесная цена нефти в апреле при неизменном курсе доллара к мировым валютам и текущих значениях фондовых индексов и уровне запасов находится на уровне 40,3 долл. за баррель марки Brent. В то же время мы полагаем, что это равновесие не является устойчивым, поскольку велика вероятность коррекции фондовых индексов и доллара, а также ускорения роста запасов.

Немаловажно, что рост котировок нефти в марте происходил в основном за счет закрытия коротких позиций спекулянтов, в особенности резкое закрытие шортов наблюдалось во фьючерсах на WTI. Но потенциал закрытия коротких позиций близок к исчерпанию, а длинные позиции спекулянтов находятся на исторических максимумах, что создает почву для резкой коррекции нефтяных котировок в случае начала фиксации прибыли. Мы полагаем, что одним из поводов для фиксации прибыли может послужить встреча в Дохе по поводу заморозки добычи 17 апреля, поскольку заморозка добычи фактически не изменит фундаментальную ситуацию для рынка нефти. В то же время сохраняется риск срыва соглашения из-за нежелания Саудовской Аравии отдавать долю рынка Ирану.

Мы ожидаем, что в апреле нефть может протестировать поддержку на уровне 35-36 долл. за баррель, а резкая коррекция на фондовых и валютных рынках или срыв переговоров в Дохе могут увести нефть и к 30 долл. за баррель.