Прошедшая неделя держала участников рынка в напряжении. Формально крутых поворотов не случилось. Банк России сохранил ставку на уровне 11%. На заседании Комитета по открытым рынкам ФРС США было принято решение сохранить ставку на прежнем уровне. Однако прогнозы ФРС относительно последующих повышений ставки были понижены до 2 в текущем году против 4 на декабрьском заседании. В качестве причин названы различные риски, особое место среди которых занимают внешние. ФРС ждет 2 повышений, а рынок и вовсе полагает, что наиболее вероятным значением ставки на конец текущего года является не 1%, как этого ожидает ФРС после мартовского заседания Комитета, а только 0,75%. 

Ставка ФРС

Среди упоминаемых ФРС внешних рисков в первую очередь подразумевалось состояние китайской экономики. Там много неприятных моментов. Так, в 2016 происходит обвал продаж легковых автомобилей, который уже составил 44% и является самым масштабным в истории. Это грозит продолжением снижения потребления ресурсов, включая энергоносители и металлы. Предприятия отрасли резко наращивают дебиторскую задолженность в надежде удержать рынок. Но это оборачивается ростом неплатежей. Растет доля плохих долгов.  В январе компании страны увеличили долг сразу на $0,5 трлн. И банк Китая потворствует росту долга. Только за прошедшую пятницу в финансовую систему Китая было влито $20 млрд. Растущие долги Китая способны привести к дестабилизации рынков и всей мировой экономики. 

Доллар

Пересмотр прогнозов повышения ставки от ФРС привел к существенному ослаблению доллара. Это способствовало поднятию котировок и настроений на многих рынках. Цены на нефть марки Brent побывали выше 42 долларов за баррель. Конечно, этому способствовала возникшая определенность с датой и местом заседания стран производителей нефти (ОПЕК+). Да и данные по добыче нефти в феврале тоже были благоприятными для роста цен черного золота. Добыча нефти странами ОПЕК в феврале снизилась, даже несмотря на ее существенный рост в Иране. Рынки продолжают отыскивать излишние баррели от МЭА. В США сохраняется слабость сектора, и пока не видно причин к прекращению начавшегося тренда на снижение добычи нефти на родине сланцевой революции. В отрасли идет стремительное сокращение рабочей силы и работу в нефтяном секторе потеряли уже более сотни тысяч человек. Да и сокращенная в 4 раза динамика новых бурений тоже говорит сама за себя. (За прошедшую неделю, рост в США числа буровых на нефть на одну штуку с большим запасом был компенсирован продолжившимся обвальным снижением бурения в Канаде). Дела с добычей сланцевой нефти будут оставаться основным поддерживающим соображением для нефтяных цен. 

Нефть

Слабость доллара способствовала также продолжившемуся на прошлой неделе росту рубля. В пятницу после оглашения решения Банка России о сохранении ставки на уровне 11% доллар опускался ниже 67,5 рублей за единицу. ЦБ объяснил свои действия следующим образом: «Несмотря на некоторую стабилизацию на финансовых и товарных рынках и замедление инфляции, инфляционные риски остаются высокими. Они связаны с конъюнктурой нефтяного рынка, сохранением инфляционных ожиданий на высоком уровне, неопределенностью отдельных параметров бюджета. Для достижения цели по инфляции Банк России может проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику в течение более продолжительного времени, чем предполагалось ранее». Немного мутноватое объяснение было одной из причин, что после первого шока и новых низов доллар стал к концу дня отвоевывать позиции у рубля. И то сказать – многим непонятно, в чем же благо для нашей экономики от мартовского решения по сохранению ставки на слишком высоких уровнях в 11%. Так что потенциал укрепления рубля близится к завершению.