В последнее время на рынке рублевого долга наблюдается на первый взгляд странная ситуация: доходность сначала ОФЗ, а затем и качественных корпоративных облигаций опустилась ниже ключевой ставки ЦБ. То есть, закладывая бумаги в ЦБ банки платят за рублевое фондирование больше, чем приносят облигации. 

Отчасти это объясняется тем, что инвесторы ждут снижения ставок ЦБ и готовы мириться с потерями, ожидая отыграть их, когда доходности облигаций двинутся вслед за ставками ЦБ. В этом есть смысл, так как инфляция замедлилась до 8.1% и по итогам марта может снизиться и вовсе до 7.4-7.6%. Но ЦБ может и помедлить со снижением ставок, так как инфляционные ожидания пока все еще высоки. 

Но есть еще одно объяснение: объемы привлечения фондирования в ЦБ за последние месяцы сократился, причем значительно. Впервые с 2008 года чистая ликвидная позиция банков (сумма корсчетов и депозитов банков в ЦБ за вычетом обязательств банков по РЕПО, валютным свопами и другим инструментам привлечения рублевого фондирования в ЦБ) стала положительной и продолжает расти. 

Результатом этого является то, что рынок все меньше ориентируется на ставки ЦБ для определения справедливой доходности на рынке облигаций. И главным становится соотношение спроса и предложения. Спрос же на рублевый долг на фоне ожиданий снижения инфляции и роста цен на нефть и перспектив укрепления рубля остается сильным, предложение же, напротив, слабым, так как новых размещений по-прежнему мало. 

Как итог – рублевые облигации продолжат расти в цене, доходность будет снижаться, причем даже если ЦБ не снизит в пятницу ставки. Ну может быть с перерывами в случае заходов нефти вниз.