Вчера Д. Медведевым был утвержден антикризисный план правительства на 2016 г. Общий объем финансирования нового антикризисного пакета составляет около 685 млрд руб., что существенно меньше, чем озвучивалось изначально.

По источникам финансирования эту сумму можно разбить на 3 блока. Первый блок (462 млрд руб.) - финансируется за счет средств, ранее утвержденных в федеральном законе о бюджете на 2016 г., что не создает потребности в увеличении госрасходов, а лишь перераспределяет старые ресурсы. Второй (158 млрд руб.) - требует привлечения дополнительного финансирования на эквивалентную сумму, которое, по предварительным данным, планируется закрывать средствами из антикризисного фонда Правительства (120 млрд руб.) и/или антикризисного фонда Президента (130 млрд руб.). Остаток (65 млрд руб.) - будет профинансирован за счет индивидуальных решений. Например, в случае закупки локомотивов для РЖД (39,8 млрд руб.) - это средства ФНБ, в случае мер по поддержке ипотечных заемщиков - это перечисленные АО "АИЖК" средства в 2015 г. и т.д.

Из общего объема антикризисного плана в 685 млрд руб. 310 млрд руб. зарезервированы на предоставление бюджетных кредитов регионам (которые и ранее присутствовали в бюджетном законе, но в меньших объемах). Данные средства позволяют покрывать постоянный дефицит субъектов и, по сути, во многом идут на рефинансирование. Если вычесть их из общей стоимости антикризисных мер, чистый объем экономической поддержки составит порядка 375 млрд руб. Это сопоставимо с финансированием экономического антикризисного плана, реализованного в 2015 г.

Мы обращаем внимание, что в структуре антикризисных мер приоритет отдается поддержке стратегически важных отраслей, стимулированию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест и недопущению роста безработицы, а также выплатам социально-уязвленным группам населения. Несмотря на то, что объем экономических антикризисных расходов практически равен плану предыдущего года, создается впечатление, что данные расходы теперь более концентрированы, что может увеличивать их эффективность.

Мы отмечаем, что по объемам финансирования лидирует поддержка автомобильной отрасли, включая обновление санитарного автотранспорта в связи с высокой степенью износа (суммарно около 138 млрд руб., 88,6 млрд руб. из которых из федерального бюджета). Помимо стимулирования спроса в целом и сохранения рабочих мест в рамках этой программы планируется дополнительно реализовать 600 тыс. автомобилей. На транспортное и с/х машиностроение отводится еще по 10 млрд руб., на легкую промышленность - 1,4 млрд руб. Планируется продвижение продукции транспортного машиностроения на экспорт с увеличением экспорта грузовых вагонов в 2016 г. на 13 тыс. (~40% выпуска) и почти в 2,3 раза больше, чем в 2015 г., стимулирование спроса на отечественную с/х технику, снижение нагрузки на локальных с/х производителей. В рамках проекта РЖД будет осуществлена закупка 292 локомотивов и обеспечение занятости 60 тыс. работников локомотивостроительных заводов.

Из крупных трат также можно выделить программу по созданию новых рабочих мест в регионах (25 млрд руб.), докапитализацию фонда развития промышленности (20 млрд руб.), программу субсидирования ипотечных заемщиков на первичном рынке жилья в 2016 г. (16,5 млрд руб.) и поддержку ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Отдельная роль в антикризисном плане отводится поддержке моногородов, стимулированию несырьевого экспорта и развитию внутреннего туризма.

В целом новый антикризисный план оставляет более оптимистичное впечатление в сравнении с хотя и более масштабными, но менее ориентированными на реальный сектор, мерами 2015 г. Наиболее важным нам кажется то, что, несмотря на и без того ограниченные ресурсы федерального бюджета и необходимость дальнейшей фискальной консолидации в среднесрочном периоде (учитывая 10%-ный секвестр расходов этого года), бюджет все же изыскал ресурсы и направляет их на те отрасли, которые находятся в зоне риска по темпам производства и потенциалу роста безработицы, параллельно поддерживая сектора, проявляющие признаки импортозамещения вследствие девальвации 2014-2015 гг.

Несмотря на то, что итоговый эффект от этой программы на производственную активность и увеличение спроса посредством улучшения покупательной способности (за счет ограничения безработицы, поддержания индексации зарплат) до конца не очевиден, на наш взгляд, если данная программа будет реализована в полном объеме, вполне возможно, что динамика промышленного производства и ВВП окажется лучше, чем прогнозируется в нашем базовом сценарии (0% и -2% в 2016 г., соответственно).