Мировые рынки надеются, что заседание лидеров Б20 в Шанхае закончится обещанием новых стимулов. Однако на следующей неделе внимание переключится на американскую статистику и мартовские заседания Центробанков.

Сейчас все новостные заголовки посвящены исключительно предстоящему заседанию Большой Двадцатки. IMF своими последними комментариями породил надежду на координированную интервенцию в виде массированных фискальных стимулов, однако мало кто верит в то, что столь разобщенная международная организация способна выступить единым фронтом. И все же при наличии консенсуса возможно им удастся опубликовать заявление, не препятствующее странам проводить стимулирующие политики, финансируемые центральными банками (по сути, сбрасывать деньги с вертолета).

Министр финансов Германии Шойбле не поддерживает призывы к фискальным стимулам, поскольку склонная к садомазохизму Германия считает, что рост, основанный на новых долгах, порождает зло и «зомбирует экономики».

Так оно и есть, если правительство пытается выбрать «любимчиков», но в условиях балансовой рецессии нужно:

- довести дело до полного коллапса/дефолтов, и начать все строить заново, что политически неприемлемо- или

- избавиться от долговых излишков при помощи финансового давления и девальвации валюты через инфляцию, принудительно повысив спрос в экономике, что приведет к дефляции долга и сбережений.  

Фискальная консолидация не поможет. ЕС выживет, только если удастся сломить позицию Германии в отношении фискальных стимулов. Можете себе представить, каким бы был курс немецкой марки, если бы последние несколько лет Германия двигалась самостоятельно?

Она бы стоила так дорого, что немцы, вероятно, уже давным-давно печатали бы деньги и соревновались в фискальных стимулах, чтобы вернуть своим товарам и услугам ценовую конкурентоспособность на мировых рынках.

Вместо этого она тащит на себе разрушенные экономики периферийных стран, а ЕЦБ изо всех сил пытается удержать всех вместе, но в результате мы получаем относительно слабый EUR, который позволяет немецким продуктам сохранять конкурентоспособность. И волки сыты, и овцы целы долго не бывают. Вот и Китай столкнулся с самой страшной за всю историю трилеммой.