Опубликованные вчера оценки ФТС подтвердили сильное сезонное сокращение импорта в январе 2016 г. Как мы и ожидали, по сравнению с декабрем 2015 г. импорт из стран дальнего зарубежья снизился в январе 2016 г. на 45% м./м. до 8,1 млрд долл. Такое сокращение даже несколько сильнее обычной сезонности. В целом, падение импорта даже год к году, несмотря на статистические эффекты, остается значительным. Масштаб сокращения импорта в январе 2016 г. во многом замаскирован эффектом базы: именно в январе 2015 г. вследствие резкой девальвации 2014 г. началось сильное снижение импорта, и сравнение с этим уровнем привел к менее сильному сокращению импорта в терминах год к году в этом январе. Так, в январе 2016 г. падение импорта год к году замедлилось до -17,9% против -28,4% г./г. месяцем ранее.

В целом, эффект базы будет приводить к замедлению снижения импорта год к году на протяжении всего 2016 г.

Мы отмечаем, что в январе структура снижения импорта изменилась несильно: лидером сокращения по-прежнему остаются закупки машин и оборудования (-20% г./г.), на втором месте - снижение импорта продовольствия (-17% г./г.). Однако даже текущие темпы снижения импорта позволяют избежать резкого сокращения торгового сальдо в ближайшей перспективе. Судя по результатам января 2016 г. импорт не успел отреагировать на улучшение динамики рубля осенью 2015 г., а новая волна ослабления курса в декабре 2015 г. - январе 2016 г. должна сдерживать его восстановление в последующие месяцы.

Зафиксированного в январе 2016 г. сокращения импорта, когда сезонно он достигает своих минимальных за год значений (а сейчас этот эффект усилен ослаблением рубля), на наш взгляд, оказалось достаточно, чтобы компенсировать большую часть потери экспортных доходов от снижения цены на нефть Brent до ~30 долл./барр. против в среднем 39 долл./барр. в конце 2015 г. Таким образом, то, что рубль падал в начале года медленнее, чем цена на нефть, мы во многом связываем в том числе и с возможностью большого притока валюты в страну по текущему счету из-за сезонного снижения импорта.