Как стало известно из СМИ, в правительстве рассматривается возможность дополнительного сокращения бюджетных расходов сверх уже анонсированного секвестра в 10%. Параллельно, из-за падения цен на нефть правительство вернулось к идее составления нового антикризисного плана, хотя первоначально планировалось обойтись без специальной поддержки.

Напомним, что фактически уже сейчас по поручению Минфина ведомства недорасходуют 10% первоначального бюджетного плана (15,9 трлн руб. на год), и решение о том, какие расходы урезать, пока принимается самостоятельно. В дальнейшем, данная инициатива может быть закреплена и формализована во время официальной корректировки бюджета в апреле 2016 г. Теперь же речь идет о том, чтобы министерства изыскали возможность дополнительного сокращения расходов сверх 10% и подготовили соответствующие предложения экономии.

Инициатива по разработке предложений урезания госрасходов сверх 10% неудивительна: если цены на нефть останутся на текущем низком уровне (около 30 долл./барр.) в течение всего года, то потери для бюджета, по нашим оценкам, могут доходить до внушительных 3 трлн руб., и нужно понимать, что это в дополнение к изначально заложенному в законе при 50 долл./барр. дефициту в 2,36 трлн руб. (3% ВВП, без учета секвестра), что образует "дыру" свыше 5 трлн руб. Такое развитие событий грозит исчерпанием Резервного фонда (~50 млрд долл.) в этому году (даже с учетом его переоценки от девальвации рубля при такой низкой цене на нефть до около ~4,5 трлн руб.). А если среднегодовая цена на нефть упадет сильно ниже 30 долл./барр., то объем дефицита, по нашим расчетам, и вовсе перекроет возможности Резервного фонда. Как следствие, и 10%-секвестра уже будет недостаточно, потребуется сокращение расходов, скажем, на 20%, если не больше, иначе придется "залезать" в ФНБ (~72 млрд долл.), поскольку поиск способов наращивания доходной базы бюджета в таком жестком сценарии еще более затруднителен, чем сейчас.

Осознавая подобные риски, очевидно, что власти заранее изыскивают все возможности для экономии и прорабатывают этот вопрос для всех возможных сценариев, чтобы к моменту корректировки бюджета можно было бы принять соразмерное наблюдаемой на тот момент макроэкономической ситуации (ожиданий по цене на нефть, курсу рубля, степени падения экономики) решение.

Неприятной новостью, пожалуй, служит то, что, по данным СМИ, текущий 10%-ый секвестр преимущественно касается инвестиционных расходов, что может усилить экономический спад. В частности, об этом косвенно можно судить из комментариев замминистра экономразвития Е. Елина (источник - Ведомости). Причем замминистра видит дополнительный потенциал сокращения инвестиционных расходов только в 3-5%. Сейчас известно, что сокращения коснулись строительных проектов: Минтранс может урезать расходы еще на 7% (к уже анонсированным 10%), Росавтодор не принимает новые проекты, исполняя старые контракты. Рассматривается опция уменьшения на 10% поддержки АПК (экономия около 20 млрд руб.), что, впрочем, нежелательно в рамках курса на импортозамещение.

Что касается антикризисного пакета мер, то, на наш взгляд, если он будет принят (ожидается на следующей неделе), то меры поддержки будут касаться двух основных вопросов - 1) социальной поддержки и 2) поддержки значимых промышленных отраслей. В числе социальных мер О. Голодец предварительно указывает допиндексацию пенсий сверх 4%, поддержку рынка труда и дополнительную либерализацию использования средств материнского капитала, и все они, на наш взгляд, могут попасть в итоговый пакет мер. В числе поддержки отраслей приоритетными называются автопром, транспортное машиностроение и легкая промышленность. Всего на антикризсный план по цифрам, упоминаемым в СМИ, может быть отведено от 200-400 млрд руб., и, на наш взгляд, в текущих условиях жесткой экономии более реалистичной выглядит нижняя граница этого диапазона.