По данным Росстата, инфляция в декабре 2015 г. ожидаемо составила те же 0,8% м./м., что и в ноябре 2015 г., оставаясь повышенной. Учитывая эффект высокой базы декабря 2014 г. (2,6% м./м.), это не помешало дальнейшему замедлению годового показателя инфляции до 12,9% к концу 2015 г. после 15% г./г. в ноябре. Однако нужно признать, что итоговая инфляция оказалась выше, чем при пересмотре годовых инфляционных прогнозов экспертами и властями в сентябре-октябре 2015 г. (до мин. 12%), когда началась новая волна ослабления рубля из-за падения цен на нефть, но еще не были озвучены санкции против Турции. 12,9% - это практически верхняя граница интервала, прогнозируемого ЦБ на 2015 г. (12-13%). Девальвация рубля и временные факторы приводят к тому, что инфляция находится на повышенном уровне уже второй год подряд: в 2014 г. она составляла 11,4% после 6,5% в 2013 г.

Основным драйвером инфляции в декабре 2015 г. осталось удорожание продовольствия. Но вопреки опасениям, темпы роста цен в этом сегменте оказались не выше ноябрьских значений, составляя 1,2% м./м. Главным источником риска в продовольственной категории по-прежнему является удорожание плодоовощной продукции. Еще до вступления в силу ограничений на импорт из Турции (с 1 января 2016 г.), цены на фрукты и овощи в декабре 2015 г. отреагировали всплеском на 6,6 м./м. Наиболее сильно подскочили цены на томаты и огурцы (на 30% и 20% м./м. соответственно). Однако по ключевым продуктовым позициям (мясо и рыба, крупы, масла) темпы роста цен продолжают демонстрировать положительную динамику, абсорбируя негативный ценовой эффект от плодоовощной продукции.

Удорожание непродовольственных товаров, несмотря на продолжающееся ослабление рубля, в декабре замедлилось почти вдвое: до 0,4% против 0,7% м./м. в ноябре 2015 г. Основными причинами снижения непродовольственной инфляции стало более чем двукратное замедление роста цен на одежду и обувь (до 0,7% и 0,5% м./м. соответственно). Такая же тенденция прослеживается в ценах моющих и чистящих средств, медикаментов. Повышенными остаются лишь темпы роста цен электротоваров, бытовой техники, телерадиотоваров (0,8-1%), на которых сказалось сочетание эффекта от ослабления рубля и активизации предпраздничных покупок.

Отдельного внимания, пожалуй, заслуживает ускорение роста стоимости услуг - до 0,7% против 0,2% в ноябре 2015 г. Судя по категориям, которые продемонстрировали наибольшее удорожание, помимо сезонности такое ухудшение преимущественно связано с последствиями падения курса. Так, основной всплеск цен пришелся на стоимость зарубежного туризма: +4,2% против -0,3% в ноябре 2015 г. - исторически столь высокие темпы роста наблюдались именно в периоды девальвации. Также значительно ускорился рост стоимости пассажирского транспорта: до 1,9% против 0,5% в ноябре 2015 г.

Мы ожидаем, что продолжающееся снижение покупательной способности будет создавать условия для сдерживания непродовольственной инфляции и удорожания услуг по мере ослабления степени эффекта переноса от обесценения рубля на цены. Учитывая в целом улучшающуюся динамику инфляции в основных ценовых категориях, определяющими факторами для инфляции в январе 2016 г. должно стать влияние санкций против Турции, а также ежегодное повышение транспортных тарифов (в частности, ж/д тарифов на ~4% с 1 января). На этом фоне инфляция в январе 2016 г. вполне может составить около 1% м./м. Но учитывая эффект высокой базы января 2015 г. (3,9% м./м.), даже в этом случае инфляция год к году в январе 2016 г. должна оказаться ниже 10%. Для ЦБ важным критерием при решении по ставке будет новая статистика по инфляционным ожиданиям, которые остаются повышенными. Но учитывая текущий уровень цены на нефть и вероятность ее дальнейшего снижения, а также иные внешние риски, сценарий снижения ставки Банком России в январе теперь выглядит маловероятным.