Прогноз на 2016 год по валюте: безбрежный долларовый океан
Еврозона – не конкурент
Несмотря на то, что агрессивность и сроки реализации курса ужесточения монетарной политики ФРС вызывают массу вопросов, в любом случае, в сравнении с европейскими центробанками американский регулятор уже шагнул в нужном направлении, и именно он подтвердил готовность США «тянуть на своем панцире» тот самый груз ответственности за рост мировой экономики. И именно это станет ключевым фактором при дальнейшей оценке привлекательности той или иной валюты.
Стоит понимать, что как бы ни был перепродан евро, масштабы его коррекции против доллара будут ограничены разницей в курсах монетарной политики. ЕЦБ не просто занял «мягкую» позицию. Он еще и продолжает расширять набор инструментов стимулирования экономики, причем даже среднесрочные всплески роста европейской валюты сводят к нулю такие его попытки. Дело в том, что сильная валюта давит на экспортеров и ограничивает возможности восстановления еврозоны.
От максимума 1,3992 в мае 2014 года пара евро/доллар уже прошла немалый путь вниз, однако до сих пор она торгуется выше исторического среднего уровня, и это в условиях слабой экономики. Низкие темпы роста еврозоны ограничивают возможности создания новых рабочих мест, увеличивая социальную напряженность, градус которой итак высок в связи с наплывом беженцев. В 3 квартале безработица во Франции побила 20-летний рекорд, добравшись до 10,6%. Причем впервые за восемь лет этот показатель превысил среднее значение по еврозоне, если анализировать данные по методике расчета, которой пользуется Eurostat.
В таких условиях спрос на евро может рождаться лишь в качестве кратковременных всплесков при масштабных коррекциях избыточных позиций на продажу, как в случае с декабрьским заседанием ЕЦБ. Таким образом, единая валюта на ближайший квартал выглядит как интересный вариант продаж в паре с более сильными «коллегами по цеху».
Великобритания подождет
Несмотря на то, что Великобритания неоднократно называлась одной из самых сильных по темпам роста экономических систем мира, в текущих условиях это не помогло фунту стерлингов завоевать всеобщее признание. Темпы роста ВВП продолжают падать с середины 2014 года и в 2016 году могут достичь 2%-ной отметки. Дальнейшая реализация программы мер финансовой экономии будет ограничивать возможности ускорения и может отнять около 0,5% от британского ВВП.
Кроме того, не стоит игнорировать и фактор спекуляций на тему выхода Великобритании из ЕС, который может оказывать давление на фунт стерлингов, особенно если референдум назначат на первую половину 2016 года. На текущий момент опросы общественного мнения показывают, что все больше британцев склоняются к выходу из союза. А если вспомнить историю с шотландским референдумом, то становится очевидна чувствительность фунта к таким вопросам. В сентябре 2014 года он терял 3,6% именно на политических рисках. Неопределенность может ограничить приток инвестиций в экономику, что является дополнительным фактором риска в условиях «финансовой экономии».
При таких обстоятельствах ждать от Банка Англии повышения ставки было бы очень опрометчивым шагом, а, значит, против американской валюты фунт будет оставаться в слабой позиции. Правда, стоит признать, что временные скачки вверх в паре фунт/доллар очень даже вероятны.
Сырьевые валюты. Пора вставать
Учитывая внушительное падение цен на товарно-сырьевые активы за 4 квартал 2015 года, есть основания полагать, что мы начнем наблюдать если не рост спроса на этом рынке, то хотя бы его стабилизацию. Как неоднократно уже было сказано ранее, здесь во многом динамика будет зависеть именно от готовности Народного банка Китая продолжить стимулирование национальной экономики. Однако даже в условиях падения сырья такие экспортно-ориентированные страны как Новая Зеландия и Австралия не только не перешли в рецессию, а, напротив, быстро подстроились под сложившуюся ситуацию, переориентировавшись на внутренний спрос. В итоге, за 4 квартал австралийский и новозеландский доллары прибавили против американского коллеги по 5% и 3% соответственно.
Однако впереди главная интрига – как отреагируют товарные валюты на политику ФРС, которая уже полноценно перешла в режим ужесточения. Стоит обратиться к истории. Казалось бы, логичной реакцией было бы укрепление доллара США против остальных валют, особенно, зависящих от динамики сырьевых рынков. Тем не менее, как показывает история, в течение месяца после первого повышения ставки ФРС за прошедшие 20 лет пара AUD/USD демонстрировала укрепление от 0,7% до 5,1%. Все это вполне объяснимо перегретыми ожиданиями рынка, которые часто выдают желаемое за действительное.
Если этот цикл ужесточения будет проходить гораздо умереннее предыдущих, подобное осторожное поведение ФРС может стимулировать спрос на более высокодоходные валюты. Особенно если при этом цены на товарно-сырьевых рынках начнут демонстрировать признаки восстановления.
Азиатская точка опоры
В условиях широкомасштабной любви к доллару США единственным серьезным противником, как ни странно, может стать японская иена, которая в 2016 году получит поддержку со стороны двух факторов. Во-первых, валюта действительно одна из самых недооцененных среди валют стран «Большой десятки», причем она торгуется совсем недалеко от исторических минимумов.
Иена с апреля 2013 года потеряла более 20% стоимости против доллара, так как Банк Японии реализовал беспрецедентную программу стимулирования национальной экономики. Последние кварталы сигналы из разных секторов экономики поступали не совсем благоприятные, что заставило часть рынка ожидать дополнительного смягчения монетарной политики. Тем не менее, Банк Японии неоднократно давал понять, что расширять программу стимулирования экономики он не намерен. А это создает благоприятные условия для позиций иены.
Во-вторых, со сцены ушел один очень важный негативный фактор для японской валюты - Государственный пенсионный фонд Японии (GPIF). В начале 2015 года именно он активно интересовался покупкой активов национального фондового рынка, одновременно с этим продавая иену и оказывая давление на ее курс. Тем не менее, негативная динамика на фондовых рынках всего мира, вызванная обвалом бумаг на площадках КНР, привела к внушительным убыткам пенсионного фонда: от 50,7 тлрн иен на конец 2014 финансового года инвестиционный доход сполз до 45,5 трлн иен – более чем на 10%. В результате, за последний квартал GPIF начал сокращать долю акций национальных корпораций в собственном портфеле, что косвенно может поддерживать иену при дальнейшем развитии подобной тенденции.
Таким образом, мы полагаем, что у японской иены в начале следующего года будут неплохие шансы укрепления, однако покупку валюты стоит рассматривать в районе исторических минимумов.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/experts/20151222/822621448.html