Комитет по операциям на открытом рынке ФРС США вчера единогласно проголосовал за повышение ключевой процентной ставки на 0,25 п.п. Кроме того, ФРС повысила ставку дисконтирования на 0,25 п.п. до 1,00% и установила ставку по избыточным резервам на уровне 0,50%. Все изменения процентных ставок вступят в силу сегодня, 17 декабря. Руководители ФРС прогнозируют медленные темпы повышения ставки в 2017 и 2018 гг. Срединный прогноз ФРС таков: ставка по федеральным фондам составит 0,375% к концу 2015 г, 1,375% — к концу 2016 г, 2,375% — к концу 2017 г и 3,250% к концу 2018 года. При этом глава ФРС Джанет Йеллен считает, что целевой уровень инфляции в 2% на данном историческом горизонте по-прежнему является достижимым, несмотря на текущее дефляционные тенденции и ухудшение ожиданий рынка по динамике инфляции, в особенности, в связи с падением цен на энергоносители и импортных цен. Она также признала существующие общеизвестные факторы слабости на рынке труда США, однако посчитала их «транзиторными» и заявила, что ситуация по сравнению с предыдущим заседанием ФРС «постепенно нормализуется»  – в том числе, и в плане трудового соискательства (labor force participation rate).

Как мы и опасались, рынок «отражённой реальности» отреагировал на ужесточение пусть и небольшим, но ростом, в т.ч. и, что самое удивительное, евро против доллара (впоследствии, правда, единая валюта все же показала некую самопроизвольную слабость, и по состоянию на 09:00 МСК, торгуется на уровне $1,0853). Логика здесь по-видимому такая: «поскольку Федрезерв всё-таки пошёл на повышение базовой ставки — значит, ситуация в американской экономике не такая уж и плохая». Комментарии для поклонников классики экономической теории были бы излишними. Тем не менее, подобные нетривиальные умозаключения могут привести к тому, что в случае ухудшения ситуации ФРС вынуждена будет на следующих заседаниях в 2016 году пойти на попятную, и вновь снизить ключевую ставку. Впрочем, Джанет Йеллен выглядела вчера на пресс-конференции готовой к подобному развитию событий, и не увидела в этом угрозы падения доверия к действиям финрегулятора со стороны рынков.

Многие журналисты во время пресс-конференции Джанет Йеллен задавали вопросы, которые находятся у многих на устах: например, что конкретно изменилось в американской экономике по сравнению заседаниями 16 – 17-го сентября и 27 – 28-го октября текущего года, что создало предпосылки для нынешнего повышение процентной ставки, но не позволяло это сделать ранее. По сути, если говорить начистоту, вопрос этот повис в воздухе. Скорее наоборот, можно говорить о том, что если иметь в виду пресловутое таргетирование инфляции в 2%, то, учитывая дальнейшее падение цен на нефть, его возможности по сравнению с сентябрём явно ухудшились.

Примечательно, что вчерашняя американская макростатистика — в т.ч. и публикуемая самим Федрезервом (а значит, регулятор не мог об этом не знать) - вовсе не благоволила подобному решению со стороны ФРС. Так, промпроизводство в США в ноябре снизилось третий месяц подряд: низкие цены на нефть начинают играть всё более значимую роль в падении доходов корпораций и, как следствие, замедлении спроса на многие промышленные товары длительного пользования. Промышленное производство в США упало в ноябре на 0,6% в помесячном выражении. Это стало самым резким падением с марта 2012 года.

В итоге, приступа неконвенциональной эйфории большинство компонентов индекса «голубых фишек» Dow Jones, 28 из 30, закрылись в плюсе. Больше остальных выросли акции General Electric (GE, +2.79%). Аутсайдером торговой сессии оказались волатильные акции du Pont de Nemours (DD, -0.35%). Все секторы индекса S&P 500 также продемонстрировали рост. Лидером оказался сектор коммунальных услуг (+2,6%). Акции флагмана высокотехнологического сектора Apple (AAPL) вчера просели на 2% до $109,50, поскольку на рынок просочились слухи о том, что менеджмент не рассчитывает на рост продаж iPhon'ов прежними темпами 2016-м году.