Решение ЦБ оставить ставку неизменной на уровне 11% для нас было полностью ожидаемым, принимая во внимание повышение инфляционных рисков и сложившийся перед заседанием Банка России неблагоприятный фон из-за введения санкций против Турции и ускорения снижения рубля ввиду падения цен на нефть. Нельзя не отметить, что ЦБ сохранил фразу о готовности снижения ключевой ставки "на ближайших заседаниях". Как уточнил Банк России, имеется в виду 3 ближайших заседания, но только если фактическая инфляция будет соответствовать прогнозируемой траектории. Между тем, для этого сценария есть ряд рисков.

Во-первых, ЦБ обращает внимание, что текущая динамика инфляции хуже целевого прогноза ЦБ. Как отметила Э. Набиуллина, на конец 2015 г. инфляция будет у верхней границы прогноза ЦБ (13%). Во-вторых, наметилось улучшение экономической ситуации, хотя ЦБ поясняет, что текущей активизации промышленности и инвестиционной деятельности недостаточно для выхода на устойчивый восстановительный тренд. В третьих, цена на нефть, как признает ЦБ, теперь находится между базовым и рисковым сценариями, и вероятность ее сохранения на уровнях негативного прогноза повысилась. А в рисковом сценарии ЦБ оценивает падение ВВП на 2-3% и указывает на возможную необходимость дополнительных мер ЦБ для финстабильности (включая и валютные операции). Наконец, ЦБ констатирует возобновившееся в ноябре повышение инфляционных ожиданий, тогда как, по оценкам регулятора, они должны были перейти к снижению. Мы полагаем, что на фоне прогнозируемого резкого сокращения инфляции в 1 кв. 2016 г. за счет статистического эффекта высокой базы определяющим фактором для решения ЦБ по ставкам останется именно уровень инфляционных ожиданий.

Даже если находящиеся сейчас в центре внимания проинфляционные риски от ожидаемого повышения ставки в США, санкций против Турции, бюджетной политики и низких цен на нефть не создадут сильного прямого воздействия на инфляцию, они могут поддерживать инфляционные ожидания как населения (в первую очередь), так и производителей на повышенном уровне, что чревато изменением среднесрочной траектории инфляции. ЦБ прогнозирует, что после снижения фактической инфляции (до менее 10% в январе, до 7,5%-8% в 1 кв. 2016 г. и 5,5-6,5% на конец 2016 г.) должна произойти перемена в инфляционных ожиданиях. Опасения ЦБ в том, что этот переход может растянуться во времени и быть не таким резким, как заложено в текущем прогнозе. На наш взгляд, если улучшения динамики инфляционных ожиданий не произойдет в начале 2016 г., то теперь даже в этот период сценарий снижения ключевой ставки будет находиться под вопросом.