На протяжении всего 2015 года российская валюта, отпущенная в свободное плавание, находилась в состоянии высокой волатильности, адаптируясь к новым условиям существования. Решение о переходе на политику таргетирования инфляции и плавающего курсообразования в ноябре 2014 года было абсолютно необходимо, в условиях стремительного падения цен на нефть, и явилось единственной возможностью не допустить бессмысленной растраты международных резервов. 

Фактически стопроцентная корреляция курса рубля и цен на нефть привела к девальвации российской валюты вслед за снижением нефтяных котировок и оттоку капитала – за период с января по сентябрь 2015 года $45 млрд, по оценке ЦБ РФ. Российские власти, в том числе глава ЦБ Эльвира Набиуллина, глава МЭР Алексей Улюкаев, не раз говорили, что рубль достиг равновесия, и что российская экономика адаптировалась к новым условиям функционирования.

До конца года ситуация на валютном рынке будет по-прежнему определяться в основном положением дел на нефтяном рынке. На текущий момент есть достаточно факторов, которые говорят в пользу роста цен на черное золото. Это и снижение добычи в США, и снижение инвестиций в нефтяную отрасль на 20%, по оценкам МЭА, и рост спроса на нефть в следующем году. Однако эти факторы будут работать в более долгосрочной перспективе. До конца года, скорее всего, нефтяные котировки либо сохранятся на текущих отметках в $44-45 за баррель Brent, либо продолжат падение к $38. В этом случае на укрепление рубля рассчитывать, разумеется, не приходится.

Рублю предстоит также пережить выплаты по внешним долгам, значительный объем которых придется на декабрь – $2 млрд процентных платежей и $21 млрд  основного долга. Согласно недавним заявлениям ЦБ РФ, эти выплаты не окажут существенного влияния на ситуацию на валютном рынке. По информации, циркулирующей в деловых кругах, компании в целом уже сформировали валютные резервы для осуществления этих выплат.

В декабре состоится последнее в этом году заседание ФРС США, по итогам которого может быть принято решение о первом повышении процентных ставок. Стоит отметить, что вероятность того, что решение, которое мировые финансовые рынки ожидают уже более года, все же будет принято, возросла. Об этом говорила глава регулятора Джанет Йеллен и другие члены Комитета по операциям на открытом рынке. К тому же вышедшая статистика по рынку труда в октябре оказалась значительно лучше ожиданий, показатели по инфляции также не ухудшаются. Если ноябрьские данные внезапно не омрачат картину, а сильный доллар не будет пугать членов ФРС, то ужесточение монетарной политики в декабре состоится. Тем не менее, эффекта разорвавшейся бомбы мы не ожидаем, поскольку повышение отчасти уже заложено в текущих ценах. К тому же процесс, согласно многочисленным заявлениям членов ФРС, будет постепенным. 

Не стоит сбрасывать со счетов возможность того, что американский регулятор все же решит повременить с повышением ставок и перенести его на следующий год. В этом случае, позиции доллара могут существенно ослабнуть, что будет хорошей новостью для реального сектора американкой экономики, для цен на нефть и курса рубля. 

Таким образом, повышение ставок приведет к пусть и не резкому, но все же росту доллара и, следовательно, к ослаблению национальных валют развивающихся рынков, в том числе рубля. 

В декабре состоится последнее заседание ЦБ РФ, на котором будет принято решение о величине ключевой процентной ставки, которая на текущий момент составляет 11%. Если снижение инфляции и инфляционных ожиданий будет зафиксировано, то мегарегулятор сможет вновь понизить ставку. С учетом большого количества внешних рисков на текущий момент, ЦБ, вероятно, оставит ключевую ставку неизменной и продолжит смягчение политики уже в следующем году.

Не стоит забывать также и о политических факторах. Военная операция в Сирии по борьбе с ИГИЛ может сослужить хорошую службу России в вопросе восстановления отношений с западными партнерами. В частности, прозвучали заявления о том, что возможно рассмотрение вопроса снятия санкций и повышение суверенного рейтинга агентством S&P. И не так уж важно, что санкции вводились из-за Украины, а сняты могут быть из-за ИГИЛ, но сам факт такой возможности уже является хорошей новостью для рынка и для курса российской валюты.

На текущий момент, если не произойдет резкой смены конъюнктуры, год закончится близко к текущим отметкам – $45  за баррель Brent, доллар 63-67 рублей, евро 67-71 рубль.