Ситуация на рынке нефти в октябре мало изменилась по сравнению с сентябрем. Пауза в снижении добычи в США в октябре, обусловленная некоторым ростом бурения в июле-августе и небольшим ростом добычи в Мексиканском заливе, не позволила котировкам нефти закрепиться выше 50 долл. за баррель. Дополнительным фактором давления на нефть стало снижение импорта в США на фоне плановых ремонтов целого ряда перерабатывающих предприятий – в конце октября импорт нефти перерабатывающими предприятиями США, расположенными на побережье Мексиканского залива, сократился до минимума за 24 года – за неделю до 30 октября импорт составлял в среднем 2,54 мб/д – самый низкий уровень с конца ноября 1991 г.

Добыча нефти странами ОПЕК в октябре снизилась на 120 тб/д – в основном за счет Саудовской Аравии (на фоне сезонного снижения внутреннего потребления) и Ирака. То, что уровень добычи ОПЕК близок к многолетним максимумам, в то время как свободные мощности находятся на многолетних минимумах, указывает на то, что картель фактически достиг максимума своих текущих возможностей по добыче и экспорту нефти. Единственной страной, способной резко нарастить добычу в текущих условиях, остается Иран. При этом, по последним данным, как минимум Катар и Саудовская Аравия (возможно, их примеру последуют и другие члены ОПЕК) намерены отложить все несрочные плановые ремонты вплоть до начала 2016 г. для того, чтобы поддержать добычу на максимально возможном уровне вплоть до момента снятия санкций с Ирана. Примечательно, что 27-28 ноября Иран намерен представить новые условия контрактов на добычу для иностранных инвесторов. Предполагается, что условия новых контрактов станут существенно более выгодными, в том числе за счет расширения сроков контрактов до 20 лет и привязки доходов инвесторов к объемам добычи. 

С точки зрения долгосрочной перспективы, нефть остается слишком дешевой для поддержания необходимого уровня инвестиций. Так, Международное Энергетическое Агентство ожидает в 2016 г. снижения добычи вне ОПЕК на 0,5 мб/д, из них большая часть придется на США – 400 тб/д. При этом по последним оценкам МЭА, при цене в 45 долл. за баррель под риском в 2016 г. окажется уже 930 тб/д добычи вне ОПЕК. Иллюстрацией к этим прогнозам может служить объявленный в октябре отказ Shell от проекта нефтеносных песков в Канаде, повлекший списания в размере 2 млрд долл. Запланированная мощность проекта составляла 80 тб/д. Начать добычу первоначально предполагалось в 2017 г., но весной этого года дата запуска была сдвинута на 2019 г. 

В то же время ожидаемые в относительно краткосрочной перспективе события являются мощным сдерживающим фактором для котировок нефти. Уже 4 декабря пройдет очередное заседание ОПЕК, и вероятность того, что в ходе этого заседания будут приняты какие-либо судьбоносные решения, крайне невелика. В то же время отсутствие позитивных новостей от ОПЕК может стать сильной негативной новостью для котировок нефти. Против нефти может сыграть и монетарный фактор – вероятность повышения ставки ФРС в декабре увеличилась, при этом возможное также в декабре расширение QE в ЕС сыграет в пользу дополнительного укрепления доллара, а значит – против цен на нефть. И, наконец, уже в начале 2016 г. к существенному притоку нефти на рынок приведет снятие санкций с Ирана. При этом помимо планируемого увеличения добычи на 500 тб/д, Иран намеревается продавать уже добытую и находящуюся в танкерах и хранилищах нефть по демпинговым ценам, чтобы максимально быстро получить валютную выручку.  

Мы полагаем, что на текущий момент равновесным уровнем для нефтяного рынка является как минимум 60 долл. за баррель марки Brent и 55 долл. за баррель WTI. Этот уровень не позволит восстановить темпы добычи в США, однако даже при 60 долл. за баррель возникает риск возникновения дефицита на рынке в долгосрочной перспективе, поскольку сокращение инвестиций будет наблюдаться в большинстве регионов. В то же время возврат цен к этому уровню маловероятен вплоть до момента выхода на рынок дополнительной иранской нефти. Все же возобновление снижения добычи в США способно вывести цены на нефть в диапазон 50-55 долл. за баррель уже в ноябре. Дополнительным драйвером роста могут стать перебои в поставках из Ливии и Бразилии – в начале ноября ливийская государственная National Oil Corp. объявила о форс-мажоре при поставках через порт Зуетина. Кроме того, о забастовке объявили рабочие на 43 платформах в Бразилии.