Проведение жесткой бюджетной политики в 2016 году потребует усилий. Проект бюджета Минфина на 2016 год получился очень жестким: он предусматривает бюджетный дефицит на уровне 3,0% ВВП, или 2,4 трлн руб. и рост расходов на 4% г/г, в том числе индексацию пенсий всего на 4% и продолжающуюся заморозку зарплат госсектора. Такой контроль над расходами вполне отвечает задачам инфляционного таргетирования, но может быть труднодостижим в 2016 г.

Рост расходов на 12% г/г в 2015 г. – один из поводов усомниться в планах бюджетного ужесточения на будущее

Текущая бюджетная политика уже жестче чем в 2008-2009 гг.: рост расходов в 2015 г. очень близок к темпу инфляции, тогда как в предыдущий кризисный период он в два раза превосходил инфляцию. Мы ожидаем, что цена на нефть, балансирующая бюджет, снизится до $70/барр. в этом году. И все же не следует преувеличивать способность ужесточить бюджет: с очисткой от суммы ОФЗ, переведенных на рекапитализацию российских банков в декабре 2014 г. фактический рост расходов составит 12% г/г к концу 2015 г., что гораздо выше запланированных 4% на будущий год.

Выборы затрудняют контроль над социальными и оборонными расходами

Парламентские выборы сентября 2016 и президентские марта 2018 могут создать необходимость в дополнительных расходах бюджета. На социальные расходы приходится 60% совокупных бюджетных расходов, тогда как оборонные расходы, в том числе на зарплаты в этом секторе, сейчас приходится 10%. Попытки контролировать рост расходов могут идти вразрез с политическими факторами по мере приближения выборов.

Политически принятие жесткого бюджета может быть результатом инфляции

Заморозка зарплат госсектора и индексация пенсий всего на 4% в 2016 г. изначально планировались при прогнозе инфляции 10% в конце этого года и 4-5% к концу 2016 г. Однако с августа он ухудшился. Поскольку инфляции по итогам этого года составит скорее 12%, боле вероятно, что пенсии в 2016 г. будут проиндексированы на 10%. Препятствием к этому может стать только сильная политическая воля пожертвовать интересами населения в пользу жесткого бюджета, однако, на наш взгляд, это маловероятно. В пользу этого мнения говорит, во- первых, обещание правительства провести вторую волну индексации пенсий осенью 2016 г., и, во-вторых, решение перейти с обычного трехлетнего бюджета на годовой бюджетный план. Эти факторы указывают на то, что слишком жесткая бюджетная политика не является окончательным стратегическим выбором, принятым на политическом уровне, а сам проект бюджета 2016 является неустойчивым равновесием.

Прогрессивная шкала подоходного налога после 2018 г?

Риск дополнительных расходов указывает на то, что российское правительство должно будет инвентаризировать доходную часть. Рассчитывать на привлечение больших средств из нефтяного сектора не следует – проблема страны в высоком ненефтяном дефиците бюджета на уровне 11-12% ВВП, и именно эту проблему необходимо решить. Наиболее очевидный способ ее решения это введение прогрессивной шкалы подоходного налога: на его долю сейчас приходится всего 4% ВВП – это очень низкий уровень по мировым стандартам, а в региональных бюджетах на долю подоходного налога приходится 40% доходов. Решение повысить ставку подоходного налога сразу же решит проблему регионального долга. Тем не менее, мы считаем, что власти не пойдут на этот шаг до начала электорального цикла.

Повышение темпов экономического роста – лучший способ достичь стабильности бюджета

Хотя сейчас большое внимание уделяется расходной части бюджета, долгосрочная проблема для России видится не в том, как оптимизировать расходы, но как расширить налогооблагаемую базу. Правительство должно найти способ ускорить экономический рост, иначе возврат к быстрой инфляции – всего лишь вопрос времени.